Система аварийного спасения экипажа РН «Союз»


Система аварийного спасения экипажа РН «Союз» — комплекс технических средств, установленных на ракете-носителе «Союз», предназначенный для спасения членов экипажа в случае аварийной ситуации ракеты-носителя на любом участке полёта. Постоянное совершенствование системы, разработка которой началась практически одновременно с началом пилотируемой космонавтики, гарантирует спасение экипажа практически во всех сценариях аварийного прекращения полёта[1].

Самым существенным отличием РН «Союз» от предыдущих носителей типа Р-7, предназначенных для пилотируемых полётов, стала разработанная под руководством Королёва в ОКБ-1 система аварийного спасения (САС) нового типа, предназначенного для спасения экипажа при авариях ракеты-носителя с момента активации САС (за 15 минут до старта ракеты-носителя) и на любом участке полёта.

РН «Союз» проектировалась для вывода на околоземную орбиту космических кораблей одноимённой программы «Союз».

Корабль «Союз» состоит из трёх отсеков — бытового, приборно-агрегатного и спускаемого аппарата (СА). СА с космонавтами находится в середине связки, поэтому для спасения экипажа, приходится уводить от основного тела ракеты связку из бытового отсека и СА, вместе с головным обтекателем (ГО).

Расположение двигательных установок САС по тянущей схеме — сверху на штанге, а не в нижней части, под космическим кораблем, диктовалось соображениями экономии веса и горючего, так как сразу после набора ракетой-носителем достаточной высоты, штанга вместе с двигателями отстреливается от обтекателя[2].

На створках головного обтекателя РН «Союз» установлены твердотопливные ракетные двигатели (РДТТ) разделения, уводящие отделяемый головной блок с экипажем, на участке между отделением двигательной установки САС и сбросом головного обтекателя. На вершине модуля расположен вспомогательный двигатель для увода в сторону головного обтекателя после срабатывания основного твердотопливного двигателя отделения[2].