Система маркировки и прослеживаемости товаров (Россия)


Система маркировки и прослеживания товаров в России — специальный вид информационных систем, предназначенных для контроля прохождения товаров от производителей и/или импортеров через торговые сети потребителям.

В России, по состоянию на конец 2019 года, работают несколько таких систем. Ряд проектов работал в предшествующие годы и был закрыт, но в целом в последние годы круг товаров, подлежащих контролю, резко увеличился и планируется его дальнейшее расширение.

Крупнейшей системой маркировки является «Честный знак» (товары лёгкой промышленности, шубы, обувь, табак, лекарства, молочная продукция, шины и ряд других товарных групп; с 2024 года — все товарные группы). Оператором системы распоряжением правительства РФ без конкурса назначена компания ЦРПТ (совместное предприятие Алишера Усманова, «Ростеха» и Александра Галицкого)[1].

Первоначальные попытки маркировки товаров в России не опирались на цифровые технологии. Они сводились к различным вариациям акцизных марок и голографических наклеек. Первые товарные группы, охваченные такими системами — это алкогольная продукция, табачные изделия и аудиовизуальная продукция. Наряду с федеральной маркировкой в 1990-е годы ряд регионов пытался вводить региональную маркировку.

Система «Честный знак», вводимая в России, подразумевает идентификацию каждой единицы товара путём присвоения уникальных цифровых кодов, защищённых криптографией. По мнению оператора системы, это позволяет государству, бизнесу и потребителю контролировать путь любого товара от производителя до конечного покупателя, противодействуя незаконному обороту[7].

В России обязательная маркировка ряда товаров (сигареты, обувь, одежда, шины и др.) введена с 2019 года[8][9]. На молочную продукцию стали наносить маркировку с 1 июня 2020 года. К 2024 году планируется сделать маркировку сплошной для всех без исключения товаров[10].