Система предупреждения столкновения самолётов в воздухе


Система предупреждения столкновения самолётов в воздухе (англ. Traffic Collision Avoidance System, TCAS) — система самолёта, предназначенная для уменьшения риска столкновения воздушных судов. Система обозревает пространство вокруг воздушного судна, обнаруживая другие суда, оборудованные ответчиком системы TCAS. В случае возникновения риска столкновения система предупреждает об этом пилотов. По стандартам ICAO, TCAS должен быть установлен на всех судах тяжелее 5700 кг или сертифицированных для перевозки более 19 пассажиров.

В то время как преимущество использования TCAS неоспоримо, эта система имеет ряд существенных ограничений:

Используют лишь ответы самолётных транспондеров, отвечающих на запросы с земли или с других систем самолёта.

Первое поколение TCAS. Анализируют ситуацию в радиусе около 65 км вокруг самолёта. Предоставляют приблизительную информацию о направлениях полёта и высотах других самолётов. Могут выдавать предупреждение «Traffic Advisory» - проверьте воздушную обстановку.

Текущее поколение TCAS, используется на большинстве коммерческих самолётов. В дополнение к информации, выдаваемой TCAS I, эти системы дают пилоту прямые указания о действиях, необходимых чтобы избежать столкновения (при этом в случае противоречий между указаниями TCAS и авиадиспетчера, приоритет отдается указаниям TCAS). Указания называются «Resolution advisory» и подаются в виде голосовых сообщений:

Также могут выдаваться сообщения, называемые «Preventive resolution advisory», не дающие чёткого указания к действию, а лишь предупреждающие о необходимости слежения за вертикальной скоростью: