Скагеррак


Скагерра́к (дат. Skagerrak, норв. Skagerrak, швед. Skagerrak) — пролив между норвежским побережьем Скандинавского полуострова и полуостровом Ютландия, соединяющий Северное море с Балтийским морем через проливы Каттегат, Эресунн, Большой Бельт и Малый Бельт. Один из самых загруженных судоходных маршрутов в мире. В нём также поддерживается интенсивная рыболовная индустрия[1]. Экологическая система находится под негативным воздействием непосредственной деятельности человека.

Скорее всего, Скагеррак имеет значение пролив Скаген (Скаген — город на мысе Гренен, разделяющем проливы Скагеррак и Каттегат. Рак означает «прямой водный путь». Конечным источником этого слога является протоиндоевропейский корень * reg-, «прямой». Rak означает «прямо» в современном норвежском и шведском языках. Råk на современном норвежском языке означает канал или отверстие в воде, которая в остальном покрыта льдом. Нет никаких доказательств, указывающих на связь с современным датским словом rak (означающим «сброд»)[2][3].

Порты: Осло, Кристиансанн, Ларвик и Арендал в Норвегии, Скаген, Хиртсхальс и Ханстхольм[en] в Дании и Уддевалла, Стрёмстад и Люсечиль[en] в Швеции[4].

Международная гидрографическая организация определяет пределы пролива Скагеррак следующим образом[5]: на западе — линия, соединяющая Ханстхольм (57°07′ с. ш. 08°36′ в. д.) и Линнеснес (58°00′ с. ш. 07°00′ в. д.; на юго-востоке — северная граница Каттегата (линия, соединяющая Скаген и Патер-Ностершерен (57°54′ с. ш. 11°27′ в. д. и оттуда на северо-восток через отмели до острова Чёрн.

Старыми названиями объединённых проливов Скагеррак и Каттегат были Норвежское море или Ютландское море; последнее название упоминается в Саге о Кнютлингах. До строительства Айдерканала в 1784 году (предшественника Кильского канала), Скагеррак был единственным путём из Северного в Балтийское море. По этой причине на протяжении веков по проливу было оживлённое морское движение. После промышленной революции движение ещё более возросло, и сегодня Скагеррак является одним из самых оживленных проливов в мире. В 1862 году в Дании был построен кратчайший путь — канал Тюборон в Лим-фьорде из Северного моря идущий прямо к Каттегату. Однако через Лим-фьорд возможно движение только небольших судов.

Во время обеих мировых войн Скагеррак был стратегически очень важен для Германии. Во время Первой мировой войны с 31 мая по 1 июня 1916 года здесь произошло одно из крупнейших морских сражений — Ютландская битва. Во время Второй мировой войны важность контроля над этим водным путём, единственным морским выходом к Балтике, послужила мотивом для немецкого вторжения в Данию и Норвегию и строительства северных частей Атлантического вала. Обе мировых войны привели к большому количеству кораблей и судов, потопленных в Скагерраке.