Скала Шишко


Скала Шишко — плосковерхая возвышенность Ай-Петринской яйлы высотой 1182 м с отвесным скальным обрывом к юго-востоку. Снизу выглядит как утес. Имеет оборудованную обзорную площадку. Находится у выхода автодороги Ялта- Бахчисарай 35Н-020 на Ай-Петринскую яйлу, в настоящее время в черте самого высокогорного населённого пункта Крыма — села Охотничье. Названа императором Александром II в честь военного инженера, полковника И. С. Шишко, руководившего строительством дороги. Место массового туризма[2][3].

Прокладка шоссированной дороги из Ялты в Бахчисарай через Ай-Петринскую яйлу началась в 1865 году и шла в тяжелых условиях горной местности. К середине 1870-х годов строители едва достигли района водопада Учан-Су. Участок на подъёме на кромку яйлы, между 17 и 22 километрами, был особенно трудным — крутизна склонов достигает тут 60—80 градусов. К работам подключилось Кавказское военно-топографическое депо под командованием генерала Е. А. Жданова. Съемку трассы провёл капитан Чевылинский, начальником работ был инженер Руденко[4], производителем работ — инженер путей сообщения князь Д. А. Мещерский. На завершающем, наиболее опасном отрезке пути работал сапёрно-строительный батальон под командованием инженер-полковника Корпуса инженеров путей сообщения Ивана Станиславовича Шишко[5] (встречается вариант Иван Степанович[6][7]).

Участок шоссе от Ялты до яйлы был закончен в 1881 году, бахчисарайский участок в 1890 году. Поднявшийся в 1879 году к вершине Ай-Петри император Александр II повелел назвать одну из её скал именем инженера Шишко[8].

Площадка на скале в начале 20-го века имела ажурную металлическую решётку, в настоящее время установлен каменный парапет.

Для путешествовавших, застигнутых ночью или в непогоду, был сооружен приют - Ай-Петринская дорожная казарма.

После открытия дороги мальпостного сообщения[9] по ней не было, курсировали извозчичьи экипажи «с платой 18—25 рублей»[10][11]. Уже в 1895 году у дороги, на плато Ай-Петри, появилась первая корчма с надписью «Милости прошу!» в виде деревянного барака[12]. При советской власти, до ликвидации в 1930 году[13], автомобильные перевозки для отдыхающих, по маршруту Симферополь — Бахчисарай — Ялта и обратно осуществляло туристическое акционерное общество «Крымкурсо». Работало два маршрута: № 33 и 35 (обратные номера 36 и 34) с остановками в Коккозах и на Ай-Петри[14].