Скеджа


Скеджа, собств. Джованни ди Сер Джованни, (итал. Lo Scheggia, Giovanni di Ser Giovanni; 1406, Сан-Джованни-Вальдарно — 1486, Флоренция) — итальянский живописец и резчик по дереву периода кватроченто.

Джованни родился в 1406 году в Кастель Сан Джованни (ныне Сан Джованни Вальдарно) и был вторым сыном в семействе нотариуса Джованни ди Симоне и его супруги Якопы, появившись на свет на пять лет позднее своего прославленного брата Томмазо, известного под прозвищем Мазаччо. Судя по всему, при рождении его назвали Витторе, однако в связи с тем, что отец умер в год его рождения, к нему перешло отцовское имя Джованни (такая практика была весьма распространена в то время в Тоскане). Приблизительно в 1417 г. его семья перебралась из Вальдарно во Флоренцию.

Юношей он пошёл служить солдатом к кондотьеру Браччо да Монтоне, но около 1420 года бросил это занятие, и, вероятно, под влиянием и с помощью старшего брата поступил в мастерскую художника Биччи ди Лоренцо, традиционного живописца, выпускавшего среднего качества продукцию. Согласно архивным документам, в 1426 году Скеджа выступает в качестве ассистента своего брата Мазаччо, когда тот работал над созданием полиптиха для ордена Кармелитов в Пизе. В следующем, 1427 г., его имя фигурирует во флорентийской налоговой декларации, составленной Мазаччо. После смерти брата в 1428 году Скеджа отказался от прав на его наследство, и принял на себя все обязанности по содержанию матери. В 1430 году он вступил во флорентийское братство Святого Луки, объединявшего разнообразных мастеров искусства; в 1432 году стал членом гильдии каменщиков и плотников (Arte di Pietra e Legname), а в 1433 году членом гильдии врачей и аптекарей (Arte dei Medici e degli Speziali), в которой числились флорентийские художники.

Его прозвище «Скеджа» (ит. «осколок, щепка») исследователи связывают с тем, что Джованни был столяром и резчиком по дереву — он изготавливал и расписывал сундуки-кассоне, небольшие домашние алтари, подносы для рожениц (так наз. «деско да парто»; в XIV—XV веках в богатых семействах Сиены и Флоренции существовал обычай преподносить такие подносы роженицам) и т. д.[5] Освоив профессию резчика по дереву и вступив в гильдию плотников, защищавшую права мастеров этого дела, Скеджа повысил прибыльность своего труда, так как выполнял все столярные и живописные работы самостоятельно. В 1439-40 годах его имя фигурирует в отчётах Флорентийского собора, где он в составе бригады столяров декорировал в технике интарсии шкафы в сакристии собора (инкрустация шкафов была выполнена в соответствии с математическими законами, в связи с чем у исследователей нет сомнений, что весь проект находился под руководством Филиппо Брунеллески).