Скотт (каталог марок)


«Скотт» — каталог почтовых марок мира, издаваемый на английском языке издательством англ. Scott Publishing Company, дочерней компанией издательства Amos Press, обновляется ежегодно и описывает все почтовые марки всего мира, которые редакторы издательства считают выпущенными с целью почтового обращения. Каталог издаётся в шести больших томах (по состоянию на 2006 год), а также на CD. Система нумерации, которая используется в «Скотте» для идентификации марок, наиболее распространена среди коллекционеров марок США.

Первое издание каталога «Скотт», выпущенное Джоном Уолтером Скоттом, представляло собой 21-страничную брошюру под названием «Описательный каталог американских и иностранных почтовых марок, выпущенных с 1840 года по настоящее время, прекрасно иллюстрированный цветными гравюрами и содержащий текущую стоимость каждой разновидности» («Descriptive Catalogue of American and Foreign Postage Stamps, Issued from 1840 to Date, Splendidly Illustrated with Colored Engravings and Containing the Current Value of each Variety»). Оно было издано Скоттом в сентябре 1868 года[1]и якобы содержало перечень всех марок мира с указанием цены каждой марки. Уведомление в каталоге всё же предупреждало читателя, что «просто невозможно, чтобы у кого-нибудь всегда были все марки» в наличии. Первоначальное издание каталога выходило репринтным изданием.

В последующие годы компания Скотта перестала торговать марками, но продолжала издавать каталог, постепенно давая всё больше сведений по мере развития этого хобби и повышения уровня знаний и запросов коллекционеров. Помимо фактологической информации о марках, каталог даёт сведения о ценах на основании анализа рынка и результатов аукционов предыдущего года. По состоянию на 2002 год, каталог насчитывал более 5 тысяч страниц. Несмотря на производимые каждый год изменения в оформлении каталога с целью экономии места, его объём продолжает расти.

Система нумерации каталога «Скотт» защищена авторским правом. Компания регулярно принимает меры против любых лиц, без разрешения использующих её систему в иных целях, чем для публикации прейскурантов на марки.

Редакторы этого, занимающего доминирующее положение в США, каталога оказывают значительное влияние на то, что считается почтовой маркой, а что нет. Например, в 1960-е годы княжества ОАЭ выпустили множество марок, которые, скорее всего, никогда не продавались в почтовых отделениях, поэтому «Скотт» их не приводит. Описание этих марок следует смотреть, к примеру, в каталоге «Михель». Однако невключение в каталог «Скотт» означает, что большинство торговцев марками в США просто откажутся осуществлять сделки с такими марками.