Слабые сигналы


Слабые сигналы (в социальной психологии) — вид групповой информации, отличающейся неполнотой, частичностью, неочевидностью, редкостью, которая влечет за собой разнообразие сценариев принятия решения со стороны управленческого звена группы[1].

Важность учёта слабых сигналов проявляется в выделении возможных угроз, основных рисков и способов их уменьшения при принятии управленческих решений. Являясь информацией раннего предупреждения, сам термин до сих пор не получил единого определения. Используются такие термины-синонимы, как «предупреждающий сигнал», «предвестник», «раннее предупреждение» и т. д.[2].

В социальной психологии слабые сигналы становятся элементами организационного контекста функционирования группы, которые воспринимаются в качестве предвестника будущих перемен и угроз внутренней стабильности деятельности группы как психологического субъекта. Слабые сигналы, отражая состояние информации, циркулирующей внутри и вне организации, направлены на творческое, многоаспектное использование данной информации как конкурентного преимущества группы.

Умение выявить скрытую в слабых сигналах информацию, обнаружить и оценить её для правильного предвидения события становится значимой характеристикой лидера группы, который выделяет и интерпретирует эту информацию на основе гипотез, разрабатываемых для исследуемой системы, под влиянием ценностей, предположений, убеждений воспринимающего субъекта[3]. Оценка важности и значительности слабого сигнала имеете субъективный характер и определяется когнитивными возможностями воспринимающего субъекта[4].

Сильные сигналы — очевидная, конкретная, чёткая информация, способствующая пониманию значимости события в организации для оценки его последствий и принятия необходимых мер[5].

Понятие слабого сигнала было введено в теорию управления И. Ансоффом, который понимал под слабым сигналом раннюю, трудно отличимую от фоновых шумов информацию, рассматриваемую как признак возможного наступления важного для организации события[6]. Слабый сигнал включается в один из уровней внешней турбулентности в ситуации функционирования организации, связанной, по мнению И. Ансоффа, с предсказуемостью или непредсказуемостью изменчивости этой ситуации, анализ которой выступает важнейшим фактором успешности деятельности ключевым элементом стратегического управления организацией.[7].