Слава (праздник)


Слава, также известный как Крестная Слава, Крёстное Имя, Святой (серб. слава, крсна слава, крсно име, свети)[1] — южно-славянский народно-православный обычай, празднование дня семейного святого. Этот обычай в основном присутствует у сербов, которые считают Славу одной из особенностей своей культуры; однако Слава празднуется и в Черногории, Северной Македонии, Боснии и Герцеговине, а также в некоторых районах Хорватии, граничащих с Боснией и Герцеговиной. Известен он и в прилегающих районах Болгарии и Румынии. Сербы считают, что все роды в данных странах, отмечающие славу, являются изначально сербскими по национальному происхождению.

Слава празднуется в честь того или иного святого, почитаемого всеми семьями рода или всем селом. В зависимости от этого различается четыре типа обряда Славы: индивидуальная, родовая, сельская и церковная.

По мнению исследователей, данная традиция имеет соответствие в обычаях престольных праздников восточных славян[2].

Главный день празднования и сам обряд в целом называется Слава (Шумадия, зап. Сербия, Лесковацкая Морава, Босния, Черногория, у банатских болгар, Дебар в Македонии), Слу́жба (Босния, Македония), Крсно име (Косово, Попово поле, Шумадия), Све́тац (у банатских болгар), Све́ти (Косово), Свеча́ри (Фрушка-Гора), Празник (у румын Неготинского края).

Одна из версий происхождения праздника связана с османским завоеванием. Во времена своих нашествий и завоеваний, Османская Империя, пробивавшаяся в Европу через Балканы, осадила и оккупировала территории Сербии, Боснии, Македонии, Черногории. Следуя своему принципу: «сдайтесь добровольно (но примите нашу веру, историю, культуру и слушайте нас) или умрите», турки предложили аналогичное и населению оккупированных территорий: значительная часть сербов Боснии ⟨которые были по исповеданию богумилами и испытывали гонения как со стороны хорватских католических властей Боснии, так и со стороны сербской православной церкви⟩ предложение приняли, хорваты частично, а остальные сербы — нет (из-за чего и началась вражда между сербами и боснийцами-мусульманами) и в связи с этим решением православные сербы и католики-хорваты больше не могли открыто отмечать религиозные праздники. Тогда они придумали такой способ славить святых (отсюда и название праздника — слава): раз нельзя собираться всем селом/городом/страной в один день, то каждая семья выбирает себе 1 святого и в день его рождения — славит его, приглашая близких и родных[источник не указан 3086 дней].