Диапозитив


Диапозити́в (греч. δια — «через», «сквозь»), — позитивное изображение на прозрачной бесцветной подложке, предназначенное для рассматривания на просвет или проекции на экран[1]. Диапозитивы могут быть изготовлены на обращаемой или позитивной фотоплёнке, а также на стеклянной фотопластинке, и просматриваться при помощи диапроектора или диаскопа. Является простейшим статическим пространственным модулятором света.[2]

Слайд — (англ. slide — «скользить», «сдвигаться») более распространённое название диапозитива, произошедшее от способа демонстрации на экране слайд-фильма, составленного из нескольких слайдов, которые вдвигались в кадровое окно слайд-проектора специальным механизмом или вручную. Под слайд-фильмом понимают набор слайдов одной тематики, законченного содержания.

Для публичного показа слайд-фильмов наибольшее распространение получили диапозитивы, изготовленные на 35-мм перфорированной обращаемой фотоплёнке шириной 35-мм в рамках размером 50×50 мм (размер кадра 24×36 мм или 18×24 мм).

Диапозитивы, изготовленные на фотоплёнке шириной 61,5 мм нашли применение для изготовления качественных цветных изображений, используемых в дальнейшем в полиграфии при издании журналов, календарей и открыток. Такие же слайды в рамках 70×70 мм использовались в профессиональной диапроекции, поскольку за счёт большой площади кадра позволяли обеспечивать высокую яркость изображения на больших экранах.

Диапозитивы могут быть цветными и чёрно-белыми. Диапозитивы обычно получают съёмкой на обращаемую фотоплёнку или печатаются с негативов на позитивную фотоплёнку или фотопластинки.

Ещё одной сферой массового применения диапозитивов в СССР были световые короба с наглядной агитацией. Наиболее часто они встречались в медицинских учреждениях и монтировались из серии стеклянных цветных диапозитивов, выпускавшихся специализированными предприятиями. Изображения фиксировались в рамках по несколько штук и подсвечивались изнутри короба лампами накаливания. Диапозитивы на гибкой подложке могут использоваться в рекламе.