Язык нежности


«Язык нежности» (англ. Terms of Endearment; другой вариант перевода: «Слова нежности») — кинофильм режиссёра Джеймса Брукса по мотивам одноимённого романа Ларри Макмёртри. Лента получила пять премий «Оскар» и ряд других наград.

Аврора Гринуэй осталась без мужа, маленькая Эмма Гринуэй без отца. Всю себя Аврора посвящает дочери[1], и взрослеющая, умная, самостоятельная девушка не знает, куда деваться от этой всеобъемлющей опеки и собирается выйти замуж. Мать уверена, что дочь делает трагическую ошибку, что её избранник, молодой преподаватель Флэп Хортон, бесцветен, ненадёжен как муж и бесперспективен как профессионал. Но дочь влюблена и очень хочет детей.

Проходит несколько лет. Эмма, с мужем и ребенком, покидает Хьюстон и уезжает в Айову, где Флэпу предложили место. Там у них появляются еще двое детей. Образовавшийся в душе Авроры вакуум заполняют ежедневные звонки дочери в Де-Мойн и появление в её жизни, а потом и в её доме, грубоватого, резковатого, принципиально неотёсанного, но обаятельного соседа — отставного астронавта Гаррета Бридлава. Дочь с зятем ссорятся и мирятся, заводят и разрывают интрижки на стороне, разъезжаются «к маме» в Техас и съезжаются вновь, подрастающие внуки начинают конфликтовать с родителями и расходиться по разные стороны баррикады в конфликтах родителей друг с другом, бабушка на шестом десятке, похоже, снова нашла личное счастье.

Однажды во время банальной прививки от гриппа врач обращает внимание на малозаметное уплотнение под мышкой Эммы Хортон. И только на её поминках Аврора и Флэп со слезами обнимают друг друга. Они двое и дети — вот и всё, что осталось тёще и зятю от той единственной, которую они оба, как оказалось, любили больше всего на свете.

Фильм не может считаться последовательной экранизацией романа Ларри Макмёртри. В частности, персонаж Джека Николсона был создан автором сценария и режиссёром Джеймсом Бруксом специально для фильма. Николсон, не раздумывая, согласился на эту роль, несмотря на то, что играть пришлось персонажа второго плана, наибольшее удовольствие ему доставила работа над комическими эпизодами[2].

Ширли Маклейн согласилась сниматься немедленно по прочтении сценария. На роль Авроры также рассматривались кандидатуры Дженнифер Джонс и Луизы Флетчер.