Словообразовательная парадигма


Словообразова́тельная паради́гма (также парадигматическое объединение слов) — одна из единиц системы словообразования, представляющая собой совокупность производных (мотивированных) слов, образованных от одного производящего (мотивирующего) слова и расположенных на одной ступени производности (мотивированности)[2][3]. Как и словообразовательная цепочка является составной частью словообразовательного гнезда, в котором реализует парадигматические связи слов в отличие от цепочки, реализующей синтагматические связи. Согласно А. Н. Тихонову, словообразовательная парадигма состоит из словообразовательных пар[4], но согласно Т. В. Жеребило, словообразовательная парадигма состоит из производных слов, а производящее слово в парадигму не входит[5] . Термин «словообразовательная парадигма» введён в языкознание Е. А. Земской и В. В. Лопатиным[6].

Составляющие словообразовательную парадигму производные слова, называемые кодериватами, находятся в отношениях равнопроизводности (совместной производности, кодеривации)[7]. Они объединены «радиальными» связями с производящим словом таким образом, что от производящего слова расходится пучок производных, который и представляет собой парадигму. Например, слова домик, домина, домище, домовой, домашний образуют парадигму от производящего слова дом. Ни одна из пар этих слов не связана между собой отношениями производности (мотивированности), такие отношения последовательно реализуются только в паре со словом дом: дом → домик; дом → домина; дом → домище и т. д. При этом производящее слово, называемое вершиной парадигмы, частью парадигмы не является. В зависимости от ступени словообразования, на которой находится парадигма, её вершиной может быть как производящее слово, являющееся, в свою очередь, производным от другого, так и непроизводное слово[8].

Набор образующих единиц и размер словообразовательной парадигмы зависит от ступени производности, на которой определяется парадигма, от того, к какой части речи принадлежит исходное производящее слово, а также от стилевой принадлежности и характера лексического значения исходного слова[9]. Наибольший размер отмечается у парадигм, чьи исходные слова одновременно являются исходными словами словообразовательного гнезда. Например, парадигма глагола мазать включает 41 слово, имени прилагательного чёрный — 104 слова, глагола строить — 116 слов, имени прилагательного высокий — 120 слов[7].

В отличие от словообразовательных пар и цепочек для слов, составляющих парадигму, характерна семантическая независимость — связь между данными словами может быть только опосредованной, проявляющейся через семантику производящего слова[10].