Слэшер (жанр)


Слэ́шер (англ. slash «удар с плеча; рубить») — поджанр фильмов ужасов (иногда называемых фильмы отсчёта тел или фильмы мёртвых подростков), для которого характерно наличие убийцы-психопата (иногда носящего маску, иногда обладающего сверхъестественными способностями), который преследует и изощрённо убивает одного за другим некоторое число людей, чаще всего — подростков, в типично случайной неспровоцированной манере, лишая жизни многих за один день.

В качестве ранних работ, оказавших влияние на развитие слэшера, критики ссылаются на итальянские картины в поджанре джалло и психологические фильмы ужасов, например «Подглядывающий» (1960) и «Психо» (1960). Жанр достиг своего пика в 1978—1984 годах — это был «золотой век» подобных фильмов. Известными примерами слэшеров являются «Техасская резня бензопилой» (1974), «Хэллоуин» (1978), «Пятница 13» (1980), «Кошмар на улице Вязов» (1984), «Детские игры» (1988), «Крик» (1996), «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (1997), «Поворот не туда» (2003) и другие.

Жертвы — обычно фотогеничные подростки или молодые взрослые, находящиеся вдали от цивилизации или далеко от помощи и часто совершающие действия сексуального характера, или употребляющие наркотики, а иногда — и то, и другое. Эти фильмы обычно начинаются с убийства молодой женщины и заканчиваются тем, что единственному выжившему герою удаётся одолеть убийцу, только чтобы обнаружить, что проблема не была полностью решена. Выжившая девушка (иногда мужчина) являются воспитанными и воздерживаются от секса и алкоголя. Хотя «Психо» Альфреда Хичкока стал ранним вдохновением, первым подлинным слэшером стало «Чёрное Рождество», а успех «Хэллоуина», «Пятницы, 13-го» и «Кошмара на улице Вязов» помог популяризовать и реконструировать жанр в 1980-х.

В фильме жанра слэшер убийца почти всегда использует нетрадиционные виды оружия: лезвия, бензопилы, колуны, тупые предметы; редко, если вообще используется пистолет. Часто в фильме есть предыстория, объясняющая, как у убийцы развилась его (убийца обычно, хотя и не всегда, мужчина) жестокость и почему он сосредотачивается преимущественно на определённом типе жертв или месте. Часто убийца способен выдержать большинство или все попытки своих жертв обороняться, иногда благодаря явным либо подразумеваемым сверхъестественным способностям. Так, даже после того, как он был застрелен, заколот, забит, убит электрическим ударом, сожжён или утоплен, он может продолжить преследовать своих жертв. Обычно в продолжениях убийца восстаёт из мёртвых и характеризуется как нежить, нечеловеческое «чистое зло», чем как убийца-психопат. Среди всех категорий, однако, есть несколько фильмов, показывающих убийцу вызывающим жалость или, по меньшей мере, понимание, а не только страх. Известными среди таких фильмов является «Тихая ночь, смертельная ночь» «Резня в школе», «Топор» и другие.