Смерть (Плоский мир)


Смерть (англ. Death) — персонаж серии книг Терри Пратчетта «Плоский мир» и главный персонаж цикла «Смерть»: «Мор, ученик Смерти», «Мрачный Жнец», «Роковая музыка», «Санта-Хрякус», «Вор времени». Антропоморфная персонификация Смерти мужского рода[1], обитающая в своей отдельной реальности Плоского мира[2].

Смерть — скелет ростом 7 футов (210 см). Одет обычно в чёрный балахон, сотканный из абсолютной тьмы. Вообще Смерть способен менять свой облик, но непостоянство и вечная неудовлетворенность любым его проявлением у смертных вынудили его существовать в этом устоявшемся образе. Во время работы на госпожу Флитворт Смерть сменил балахон на старый комбинезон, более уместный для работы на ферме. Его глазницы пусты, но в их глубине горят крохотные синие огоньки. На его черепе застыла ухмылка.

Смерть обычно имеет при себе косу, которая выглядит вполне нормально, за исключением мерцающего голубым светом лезвия такой необычайной остроты, что сквозь него можно видеть. Это лезвие, так же, как и его меч, способно разрезать свет и звук, режет молекулы воздуха на атомы. Его режущая сила простирается далеко за границы образующего его металла. Смерть Плоского мира испытывает некоторую гордость за то, что работает косой вручную — Смерти других миров давно уже обзавелись комбайнами.

Обычные люди не позволяют себе увидеть Смерть, а потому не видят его. Однако люди сохраняют способность взаимодействовать со Смертью, если этого требует профессиональный долг. Но даже в этом случае человек потом не может понять, кого он обслужил и как получил деньги за работу. Волшебники же, ведьмы и кошки, а также некоторые маленькие дети и все умершие, и все кто может видеть в октарине — все они видят Смерть таким, какой он есть.

Голос Смерти необычайно низкий и тяжёлый, напоминающий грохот захлопывающихся свинцовых дверей в подземелье и звон погребальных колоколов. В первой книге «Цвет волшебства» автор описывает его голос всеми мыслимыми способами, которые способны передать буквы.

Один из самых деятельных и любознательных образов смерти, которые встречаются в массовой культуре. Любит кошек, с любопытством относится к человечеству и при любой возможности старается понять его получше. Временами проявляет сентиментальные чувства к людям: удочерил спасённую им же от гибели девочку, взял в подмастерья смертного юношу, подменял Санта-Хрякуса на его посту и даже вставал на защиту всего Плоского мира. Внешне не эмоционален, хотя и обладает вполне человеческими эмоциями[3] и даже периодически задумывается о смысле бытия.