Смирение в христианстве


Смире́ние — добродетель, противоположная гордости, и одна из самых главных добродетелей в жизни христианина. В духовной жизни христианина смирение состоит в том, что человек имеет убеждение, что он ничего своего не имеет, а имеет только то, что ему дарует Бог, и что он ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати. Таким образом, он вменяет себя за ничто и во всём прибегает к милосердию Божию[1].

В Священном Писании смирение особенно предписывается и заповедуется всем последователям Христовым[1].

Согласно толковому молитвеннику Д. И. Протопопова 1915 года, смиренный — униженный грехами, жалкий. То, что смиренный сознаёт себя жалким, видно из молитв св. отцов из последования ко Святому Причащению. Так, свт. Василий Великий говорит: не отчаяваю своего спасения окаянный (по-гречески: οὐκ ἀπογινώσκω τήν ἐμαυτοῦ σωτηρίαν ὁ ἄθλιος), а это слово — ἄθλιος (окаянный) — и значит жалкий. Подобно ему и прп. Симеон Новый Богослов: да пребудеши, якоже рекл еси, со мною треокаянным (ἵνα μείνῃς, καθώς εἶπας, μετ' ἐμοῦ τοῦ τρισαθλίου). Прп. Иоанн Дамаскин в своей молитве Аз же окаянный, всё Твоё тело дерзая восприяти, да не опалён буду (᾿Εγώ δέ ὁ ἐλεεινός, ὅλον σου τό σῶμα τολμῶν δέξασθαι, μή καταφλεχθείην) употребляет слово ἐλεεινός, которое тоже значит жалкий, вызывающий жалость. А о том, что душа его унижена грехами, так говорит свт. Иоанн Златоуст в своей молитве перед Причастием: изволи внити и в дом смиренныя моея души, прокаженныя и грешныя (κατάδεξαι εἰσελθεῖν καί εἰς τόν οἶκον τῆς ταπεινῆς μου ψυχῆς, τοῦ λεπροῦ καί ἁμαρτωλοῦ), употребляя слово ταπεινή — смиренная, униженная.

Смирение — это трезвое видение самого себя. Смирение можно условно разделить на три категории (для удобства восприятия), но по сути — это одно качество в трёх различных проявлениях.

Смирение по отношению к Богу — это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединённая с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение — стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал. 4:19).

Кроме того, смирение характеризуется принятием жизненных невзгод и бытовых проблем без печали в сердце, со словами «Боже, да будет воля Твоя на всё». Однако смирение не синоним слова «бездействие» в вопросах бытовых и личных проблем и невзгод в жизни человека. То есть, конечно же, нужно искать способы выйти из трудного положения, но если что-то не получается, ни за что не пускать в сердце печаль или уныние.