Смирнов, Анатолий Александрович (психолог)


Анато́лий Алекса́ндрович Смирно́в (1894—1980) — советский психолог и организатор науки, доктор педагогических наук (1951), профессор (1949), действительный член АПН РСФСР (1947), академик АПН СССР (1968). Заслуженный деятель науки РСФСР (1958). Член КПСС.

Окончил гимназию (1912) и историко-филологический факультет Московского университета (1916), участник Первой мировой войны. С 1919 года — на хозяйственной, общественной и политической работе. С 1920 по 1923 год работал в Психологическом институте, одновременно в 1921—1924 годах преподавал психологию в Академии социального воспитания. В течение последующих нескольких лет работал в различных московских вузах, в том числе в 1927—1930 годах — в маскировочном отделе Инженерно-технического полигона Рабоче-крестьянской Красной армии, где занимался исследованиями психологии восприятия.

С 1930 года — сотрудник, в 1945—1973 годах — директор Института психологии АПН РСФСР/АПН СССР (с 1970 г. — НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР). Кандидат педагогических наук (1936), в 1950 году защитил докторскую диссертацию «Психология запоминания». Был членом Президиума АПН РСФСР (1950—1964), исполняющим обязанности вице-президента АПН РСФСР (1958—1959).

Профессор кафедры психологии философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1951—1952). Главный редактор журнала «Вопросы психологии» (1955—1958, 1966—1980). Президент Общества психологов СССР (1957—1963).

Представлял советскую психологию на Международных психологических конгрессах, лично взаимодействуя с главными представителями научных психологических школ и выдающимися психологами, включая 18-й Международный психологический конгресс в Москве в 1966 году и другие международные форумы психологов ХХ века.

Автор и научный редактор фундаментальных трудов по психологии памяти, осознанности, обобщающих трудов по истории психологии, заложивших основы (совместно с М. В. Соколовым, Б. М. Тепловым, А. Р. Лурией и Б. Ф. Поршневым) отечественного психоисторического подхода в психологии как основе целостного человековедения[1].