Белорусское направление Московской железной дороги


Белорусское направление Московской железной дороги[1][2] (встречается также название «Смоленское направление»[3][4][5]) — железнодорожная линия от Москвы к Смоленску и далее до границы с Белоруссией (до станции Красное). Длина главного хода 490 км.

Линия административно относится к двум регионам Московской железной дороги: участок от Москвы до станции Можайск — к Московско-Смоленскому (центр — Москва-Пассажирская-Смоленская), участок от станции Бородино до границы с Белоруссией — к Смоленскому (центр — Смоленск).

Участок Москва-Пассажирская-Смоленская — Одинцово четырёхпутный, далее — двухпутный на всём протяжении. Все ответвления однопутные, за исключением участка Смоленск — Ракитная, где обе параллельных линии двухпутные.

Участок от Белорусского вокзала до станции Бородино (включая Усовскую и Звенигородскую ветки) оборудован высокими пассажирскими платформами. На самой станции Бородино одна платформа высокая, другая низкая. Две высоких платформы также имеются на станции Смоленск, одна — на станции Вязьма. Большинство платформ на участке Вязьма — Красное укороченные. Единственная высокая укороченная платформа на Белорусском направлении — на станции Кунцево-2.

Участок Москва — Смоленск был открыт в сентябре 1870 года, участок Смоленск — Брест — в ноябре 1871 года. При этом станция Смоленск была открыта ещё в 1868 году в составе участка Витебск — Рославль Орловско-Витебской железной дороги, обе линии в черте города были проложены параллельно.

В 1912 году в честь столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года «Московско-Брестская железная дорога» получила название «Александровская железная дорога».