Соба (город)


Соба — развалины древнего города средневековой Нубии в современном Судане. Город располагался на восточном берегу Голубого Нила, примерно в 22 километрах вверх по течению от его слияния с Белым Нилом у Хартума, недалеко от существующей деревни Соба-Шарк (по-арабски: шарк — "восток"). С IV по XVI век Соба была столицей государства Алва.

Ибн Селим Эль-Асвани описывал город большим и богатым, но он, вероятно, никогда не посещал его, и современные археологические исследования показывают, что это был город средних размеров для того периода. Построенный в основном из красного кирпича, заброшенный город был разграблен на строительные материалы для строительства Хартума в 1821 году. Рост пригородов теперь грозит развалинам.

Археологически значимых находок от мероитского периода почти нет, а следы XV века едва присутствуют. В 1821 году была обнаружена лишь небольшая сполия, с изображением барана длиной 1,5 метра, который символизировал древнеегипетское божество Амона и который мог появиться со II-го века н.э. из-за частично сохранившегося царского картуша. Согласно Уэлсби, обнаружение рельефа с изображением богини Хатхор и сфинкса на холме подтверждает тезис о мероитском происхождении. Раскопки находятся на площади около 2,75 км².

Самое старое здание сохранилось в период после падения мероитского государства и до того, как государство было обращено в христианство. Каменная пирамида могла быть раскопана с этого периода. Это, видимо, надгробный памятник, погребение которого невозможно найти.

Около 580 года город и государство были обращены в христианство. Самая старая церковь (церковь С на схеме), которая была единственной с гранитными колоннами, датируется этим периодом. В то время жилые здания состояли в основном из круглых деревянных хижин. Позже они были заменены прямоугольными из глины. Первое появление собваре (средневековая нубийская керамика, производимая только в Алве) характерна для этого времени.

К северу от церкви C находятся остатки кирпичных стен двух взаимосвязанных церквей A и B, размеры которых можно сравнить с самыми большими церковными зданиями в Старой Донголе и Фарасе. Церковь А можно разделить на три этапа. Из самой старой церкви сохранился только бочкообразный склеп. Фундамент пятинефной базилики с большим порталом на западе и входами с обеих сторон датируются второй фазой. На третьем этапе эти боковые входы были заложены кирпичом, а некоторые перегородки изменены. В области алтаря часть пола была выложена ​​из неправильных мраморных плит. Церковь B была разграблена настолько сильно, что по фундаменту ее уже нельзя было узнать, была ли это базилика с пятью или тремя входами с боковыми пристройками. Между нефом (Naos) и алтарем (Haikal) был иконостас как у обычных православных церквей, первоначально кирпичный, а затем, как видно из отверстий в мраморном полу, сделанный из дерева. Пол в нефе состоял из рядов треугольных глиняных плит, которые попеременно ограничивались рядами прямоугольных плит.