Собор (храм)


Собо́р — главный христианский храм города или монастыря, в котором богослужение возглавляет епископ (архиепископ, митрополит, патриарх).

Русскому термину «собор» в западноевропейских языках соответствуют термины англ. cathedral, фр. cathédrale, нем. Kathedrale, итал. cattedrale, исп. catedral, происходящие от слова «кафедра». Тем самым они указывают на то, что речь идёт о кафедральном храме, в русском языке чаще именуемом «кафедральным собором». Другим термином для такой церкви на немецком языке является «дом» от латинского domus ecclesiae (или domus episcopalis); также итальянский «дуомо», голландский Domkerk и родственные на многих других европейских языках. Кафедральные церкви обычно характерны для христианских деноминаций с епископской иерархией, таких как православная, католическая, англиканская, и некоторые лютеранские и методистские церкви. В греческих православных церквях слово cathedral обычно переводится как καθολικόν (калькой которого и является славянское «собор»), что означает «главный, общий храм»; но это название также применяется к монашеским и другим крупным церквям, в том числе не имеющим статуса епископской кафедры. Для церкви, которая служит кафедрой архиепископа или митрополита, используется термин καθεδρικός ναός, что означает «кафедральный храм».

Церковные здания, воплощающие функции кафедрального храма, впервые появляются в Италии, Галлии, Испании и Северной Африке в IV веке, но они не были универсальными в Западной церкви до XII века, и к тому времени уже были разработаны особые архитектурные формы, институциональные структуры и правовая идентичность, что чётко отделяло кафедральные храмы от приходских церквей, монастырских церквей и епископских резиденций. После реформации Христианская церковь в нескольких частях Западной Европы, таких как Шотландия, Нидерланды, некоторые швейцарские кантоны и части Германии, приняла пресвитерианское государственное устройство, которое полностью покончило с властью епископов. Там, где древние соборные здания в этих землях всё-ещё использовались для общинного богослужения, они, как правило, сохраняют титул и достоинство «собора», сохраняя и развивая отдельные функции собора, но лишённые иерархического превосходства. Начиная с XVI века и далее, но особенно с XIX века, церкви, происходящие из Западной Европы, осуществляли активные программы миссионерской деятельности, что привело к созданию большого числа новых епархий с соответствующими кафедральными учреждениями различной формы в Азии, Африке, Австралазии, Океании, Северной и Южной Америке. Кроме того, как Католическая церковь, так и православные церкви сформировали новые епархии для новообращённых и единоверцев-мигрантов. Следовательно, в одном городе нередко можно встретить несколько соборов разных деноминаций.

В православии статус собора присваивается также главному храму города, монастыря, и имеющим особое значение храмам в столицах[1].