Собственный Его Императорского Величества гараж


Собственный Его Императорского Величества гараж (СЕИВГ) — подразделение Министерства императорского двора и уделов, официально созданное 18 февраля (3 марта) 1907 года для автомобильного обслуживания императора Николая II, его семьи и свиты. После отречения последнего российского монарха от власти 2 (15) марта 1917 года СЕИВГ перешел в ведение Временного правительства.

Собственный Его Императорского Величества гараж был создан 18 февраля (3 марта) 1907 года[1] соответствующим распоряжением Николая II в ответ на записку министра императорского двора В. Б. Фредерикса «О временной организации автомобильной части». Именно этот документ, получивший высочайшее одобрение государя, стал точкой отсчета официального существования Императорского гаража. Заведовать Гаражом был назначен князь В. Н. Орлов.

Русского самодержца к автомобильным прогулкам пристрастил[2] его флигель-адъютант — князь Владимир Николаевич Орлов, который часто возил Николая II в своем автомобиле «Делоне-Бельвиль» (Delaunay-Belleville). Император был весьма впечатлен, отмечая эти поездки в дневнике, где в конце концов появилась запись о том, что пора бы и перестать пользоваться любезностью В. Н. Орлова и начать ездить на собственном автотранспорте.

Автомобилями императорской семьи в 1906 году стали «Делоне-Бельвиль» и два «Мерседеса». Два других автомобиля «Мерседес» обслуживали свиту. Еще одна машина этой марки (темно-зеленый лимузин) принадлежала дворцовому коменданту. Кроме того, для решения служебных задач тогда же, в 1906 году, приобрели омнибус фирмы «Бенц». Гараж стал обзаводиться помещениями. В 1906 году началось строительство первого здания в Царском Селе, возле Александровского дворца. Затем к ним добавились еще два — в Петергофе и Царском Селе[2].

Помещения Гаража функционировали и как ремонтные мастерские. Парк автомобилей неуклонно рос, Императорский двор становился одним из наиболее крупных заказчиков ведущих мировых автопроизводителей и каретных мастерских (в то время производство автомобилей было разделено, кузова изготовляли каретники). Любимой фирмой императорской фамилии было кузовное ателье «Кёльнер и сыновья». Николаю II особенно нравились ее кузова с открытым верхом, хотя охрана возражала: небезопасно.

При Гараже была основана Императорская школа шоферов, уникальное учебное заведение. Школа готовила специалистов широкого профиля, обладающих навыками телохранителей[3].