Совершенный (эсминец, 1939)


«Совершенный» — эскадренный миноносец проекта 7-У проходил службу в Отряде лёгких сил Эскадры Черноморского флота. Участник Великой Отечественной войны на Чёрном море. Подорвался на советском минном заграждении 30 сентября 1941 года. В ноябре в ходе ремонта в доке в Севастополе уничтожен немецкой авиацией.

Корабли данного проекта разрабатывались конструкторским бюро Северной судостроительной верфи под общим руководством главного конструктора Н. А. Лебедева и наблюдением представителя ВМФ А. Э. Цукшвердта.

Корабль был заложен как «Бесстрашный» 17 сентября 1936 года в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара) по проекту 7 с заводским номером 1073. В 1938 году эсминец был перезаложен по проекту 7У, при этом у почти готового корпуса пришлось демонтировать ряд конструкций, и спущен на воду 25 февраля 1939 года. После спуска на воду со стапеля завода № 200 корабль был переведен для достройки в Севастополь на завод № 201. К 22 июня 1941 года он находился в 90-процентной готовности. В сентябре начались его приемные испытания. 25 сентября 1940 года корабль был переименован в «Совершенный» [1].

22 июня 1941 года «Совершенный» встретил под командованием старшего лейтенанта Сергея Ивановича Федорова [2].

30 сентября 1941 года во время ходовых испытаний на Херсонесской мерной миле в 16.42 корабль подорвался на советском оборонительном минном заграждении. Взрыв произошёл по правому борту в районе 71-91-го шпангоутов, когда корабль находился на расстоянии 2,5 мили от берега.

«Совершенный» начал описывать циркуляцию вправо, прошёл по инерции около полутора миль и остановился с креном 5-6 градусов на левый борт и дифферентом 1,5 метра на нос. В месте взрыва верхнюю палубу вспучило на полметра, котельный кожух первой трубы разорвало с обоих бортов. Все оборудование 1-го машинного и 2-го котельного отделений было уничтожено: котел № 2 сорвало с фундамента, а турбину низкого давления первого ТЗА приподняло вместе с фундаментом и загнуло влево. Разрушило и пост энергетики и живучести. Во 2-м котельном отделении вспыхнул пожар, который не смогли потушить ни быстрое затопление отсека, ни сброшенные в него баллоны с углекислотой — всплывший мазут горел в течение двух часов. Второй эшелон ГЭУ повреждений не получил, но разобщающий клапан закрыт не был, и пар из кормовых котлов вырвался через разбитый трубопровод 1-го машинного отделения в считанные минуты. По аналогичной причине ушла и питавшая котлы вода.