Советкин, Дмитрий Константинович


Дми́трий Константи́нович Сове́ткин (18381912) — русский инженер-механик, изобретатель и педагог, основоположник отечественной теории и методики производственного обучения, оказавшей воздействие на развитие профессиональной дидактики Западной Европы и Америки.

Рано оставшись сиротой, начальное образование Дмитрий получил в Московском воспитательном доме, затем учился в реальных классах 3-й Московской гимназии. За свои способности в обучении был принят в Московское ремесленное учебное заведение (в 1868 году преобразовано в высшее техническое учебное заведение — Императорское московское техническое училище). В 1858 году, по окончании ремесленного училища, Советкин был оставлен там же репетитором. Затем, возглавив чертёжную мастерскую, получил звание учёного-мастера (1863), позже — инженера-механика и был назначен в 1869 году заведующим слесарной мастерской училища. В 1881—1885 годах Дмитрий Советкин — инспектор учебных мастерских ИМТУ. Совместно с группой преподавателей ИМТУ Д. К. Советкин стал автором первой научной системы начального профессионального трудового обучения в России[1]. После выхода в 1885 году в отставку Советкин был первым директором, а затем почётным опекуном Владимирского земского ремесленного училища им. И. С. Мальцова.

Основанный на этой системе и впервые внедрённый в ИМТУ «русский метод обучения ремёслам» отмечен на Всероссийских и Всемирных выставках:

Получив высшие награды на Всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге в 1870 году и Политехнической выставке в Вене в 1872 году, система была введена в технических училищах России.

«Русский метод» лёг в основу американского инженерного обучения. После выставки в Филадельфии (1876) Президент Массачусетского технологического института Дж. Ранкл, написал директору ИМТУ В. К. Делла-Восу следующее: «Вы можете быть уверены, что Ваша система будет введена во всех технических школах нашей страны, как только её увидят в применении в нашем Институте»[2].

С 1885 года элементы «русского метода» применялись в следующих учебных заведениях: Королевская школа механических искусств в Комотау, Богемия; Государственный колледж в Ороно, штат Мэн, США; Факультет Механических искусств Университета Пердью, США; Пенсильванский и Вашингтонский университеты, а в Чикаго, Толедо, Балтиморе, Филадельфии и Омахе были организованы школы по типу Массачусетских.