Советская фантастическая литература


Советская фантастическая литература представляет собой корпус художественных фантастических текстов, написанных советскими писателями. Как и в целом советскую культуру, советскую фантастику можно разделить на ранний (довоенный) и поздний (послевоенный) период.

В советской фантастической литературе среди публикуемых произведений преобладала научная фантастика. Написание фэнтези, мистики, хоррора, киберпанка — популярных на Западе разновидностей фантастики — в СССР не приветствовалось, был запрет на целый ряд противоречащих ортодоксальному марксизму тем, что существенно ограничивало писателей в творчестве[1].

В 1920-е годы в СССР происходил бум научной фантастики[2]. Советская фантастика 1920-х годов очень разнообразна. К ней относятся и строго «научная» (В. Обручев, К. Циолковский), и авантюрно-приключенческая фантастика с сильным ироническим подтекстом или с сатирическим переосмыслением фантастического допущения[3], порой носящая характер пародии или автопародии[4] (В. Катаев, М. Шагинян, И. Эренбург, В. Гончаров[3], Я. Окунев, Б. Лавренёв, Вс. Иванов, В. Шкловский, А. Беляев, Л. Рубус[4], Н. Муханов, В. Гончаров, С. Беляев[5]), и социальная фантастика[3] (В. Итин, Я. Окунев, Б. Лавренёв, Б. Ясенский[3], Э. Зеликович, А. Беляев, В. Гончаров[6]). В центре внимания русских фантастов этого времени находились классовые вопросы: авторы стремились к тому, чтобы отрефлексировать недавние события и выявить направление, в котором движется социальная действительность[7]. Очень важную роль играла популяризаторская функция научной фантастики: считалось, что она должна ставить перед собой в основном задачи предвидения в области техники и естествознания[8].

В 1923 году впервые публикуется написанный А. Н. Толстым в эмиграции роман «Аэлита», который надолго стал эталоном русской социально-фантастической прозы[3], сыграл большую роль в становлении советской фантастики. Роман представляет собой гармонический сплав бытового реализма с космической романтикой, героических приключений с философским размышлением. Научно-фантастическое начало в романе связано со сказочно-исторической, приключенческой, любовно-психологической, социально-революционной тематикой[9]. Социальная проблематика затрагивается в романе А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина»[10], где универсальность фантастического изобретения, таящего в себе возможности и боевого, и промышленного применения, обеспечивает самые разнообразные психологические, детективные, памфлетные, героические, а по первоначальному замыслу — даже утопические художественные возможности. А. Н. Толстой продолжал уэллсовскую традицию в духе особенностей русского реализма, открывая для своих последователей пути реалистической универсализации научно-фантастической прозы, закладывая основу для тех изменений, что оказались для неё характерны в 1970—1980-е годы[9].