Современное искусство


Современное искусство (англ. contemporary art) — совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине XX века, в период постмодернизма. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением, отделяя его от понятия «актуальное искусство», имеющее оценочный, а не хронологический характер. Тем не менее, существует взаимодействие или даже смешение этих понятий. Не случайно, существуют Museum of Modern Art и Museum of Contemporary Art, в коллекциях которых часто можно обнаружить работы одних и тех же авторов.

Это термин исторически укорененный — им обозначается передовое искусство со времени окончания Второй мировой войны до настоящего. Оно генетически связано с искусством авангарда или модернизма, но представляет собой новый виток изобразительных языков, с акцентом на собственно языковые модели (что свойственно и всем прочим видам культуры и формам знания в этот период). Оно включает в себя всё больший спектр техник, обусловленный как развитием технологий, так и познанием человеком собственного тела и своего места в мире. Тематический спектр современного искусства безгранично широк, оно реагирует на любые проявления человеческой деятельности (а в последние десятилетия к ним добавляются и деятельность других биологических организмов, а также роботов), а вовсе не только на эпатажные и провокационные[1].

Впервые определение contemporary art — «современное искусство» употребила американский искусствовед и критик Розалинда Краусс, ученица Клемента Гринберга) в своей диссертации о работах Дэвида Смита и в знаменитой книге «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы» (The Originality of the Avant-Garde and Other Modernist Myths, 1985), тем самым бросив вызов нескольким канонам истории искусства. Она отделила понятие «современное искусство» (то, что делается в наше время) от понятия «актуальное искусство» (насущее, новаторское). В этом смысле современное искусство не всегда актуально, оно может быть ретроспективным, консервативным, академичным или просто отсталым, а актуальное существовало во все времена, не только в современности[2].

В лекции «Что такое современное искусство?» профессор Университета Южной Калифорнии Ричард Мейерс отмечает, что термин «современное искусство» был применен к искусству Дэвида Смита, что было связано более с отчётами аукционных лейблов, чем с временем его создания[3].