Согди́йцы (согд. swγδ, swγδ’k) — исторический народ иранского происхождения, населявший территорию Согдианы, располагающейся в долине реки Зеравшан — от современной Бухары (Узбекистан) до Худжанда (Таджикистан). По выражению российского востоковеда В. В. Бартольда, согдийцев по своему торгово-культурному вкладу в регион можно назвать «финикийцами Центральной Азии». Согдийский язык был одним из государственных языков Тюркского каганата в VI веке.[2]
На территории Центральной Азии он оставался в употреблении вплоть до XIV века[3]. Согдийцы, наряду с восточно-иранскими народами, являются одним из предков современных таджиков располагающейся в долине реки Зеравшан — от современной Бухары (Узбекистан) до Худжанда (Таджикистан), [4][5] и узбеков[6][7][8]. Современные ягнобцы Таджикистана считаются этнолингвистическими потомками согдийцев, а их язык восходит к одному из диалектов согдийского[9].
По мнению авторитетного согдолога В. А. Лившица, в согдийских источниках IV—VIII вв. согдийцами называли только самаркандцев и пенджикентцев, но не бухарцев и кешцев, то есть эти две группы, по-видимому, не рассматривали друг друга как единый народ[10].
По мнению известного востоковеда С. Кляшторного, авторы раннесредневековых тюркских надписей отличали согдийцев (soġdaq) от бухарцев (buqaraq)[11].
Впервые согдийцы упоминаются «Авесте» в середине I тысячелетия до нашей эры. В VI в. до н. э. согдийцы вошли в состав державы персов-Ахеменидов. Как и другие народы «мировой державы», бактрийцы, согдийцы, парфяне, хорезмийцы и саки платили персидскому царю огромные подати. Персы от уплаты податей были освобождены, и население собственно Персии жило за счёт поборов, взимаемых с других областей державы. Историк Геродот в списке сатрапий, учреждённых персидским царём Дарием I, называет хорезмийцев в составе XVI податного округа наряду с парфянами, согдийцами и ариями. Геродот, перечисляя подразделения персидской армии Ксеркса, выступившей против Греции, называет отряды бактрийцев, парфян, хорезмийцев и согдийцев.
По китайским источникам, в конце II в. н. э. — начале I в. н. э., в Согде правители Самаркандского Согда имели общее происхождение из дома Чжаову, то есть юэчжей[13].