Сознающий ум


«Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории» (англ. The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory) — книга философа австралийского происхождения Дэвида Чалмерса, посвящённая исследованию проблемы сознания, написанная в 1996 году.

Первоначально была написана в качестве докторской диссертации в Индианском университете (1993). В ней Чалмерс ставит вопрос о том, что такое сознание, и отрицает возможность его редуктивного объяснения. Он утверждает, что нужно выйти за рамки строгой материалистической системы и развивает теорию сознания, основанную на дуализме свойств, согласно которому сознание не может быть выведено из физической основы, но порождается ею.[1]

Целью книги является создание теории сознания, которая бы указывала условия, при которых физические процессы порождают сознание и по отношению к этим процессам специфицировала, какой именно тип опыта оказывается связан с ними, а также понятно объясняла, как порождается сознание, чтобы его возникновение не казалось сверхъестественным. Таким образом, главный вопрос — почему все, что чувствует человек, он чувствует именно так, а не иначе.

Начиная своё рассуждение с определения того, что есть сознательный опыт, Чалмерс говорит: «Сознательный опыт есть часть природного мира, и, подобно другим естественным феноменам, он требует объяснения».

И ключевым для философа вопросом является вопрос: «Почему все это должно чувствоваться именно так?».

По мнению Чалмерса, ментальное не сводится к сознательному опыту, но может быть разделено на феноменальное и психологическое. Феноменальное понятие ментального представляет его как сознательный опыт, осознанно переживаемое ментальное состояние, отвечающее на вопрос: «Как ментальное чувствуется?». Этот опыт связан с убеждениями. Психологическое рассматривает ментальное как каузальную, объяснительную основу поведения человека. К разновидностям психологического сознания Чалмерс причисляет: бодрствование, интроспекцию (доступ к своим ментальным состояниям), способность давать отчёт (о содержании своих ментальных состояний), самосознание (способность мыслить о себе и о собственном существовании в качестве индивида), внимание (концентрация когнитивных ресурсов на обработке определённой информации), произвольный контроль (сознательность поведенческого акта), знание. Каждый из данных аспектов является функционально объясним. При этом, некоторые из них (интроспекция, самосознание, внимание, произвольный контроль) сопряжены также и с феноменальными состояниями, однако Чалмерс подчёркивает, что феноменальные и психологические свойства, связанные с этими понятиями, следует различать.