Соколов, Валерий Соломонович


Родился в семье служащих. С 1960 по 1968 г. учился в Детской музыкальной школе имени Стасова по специальности фортепиано. Ещё в музыкальной школе начал заниматься сочинением, посещая композиторский кружок. По окончании этой школы поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории — на фортепианное отделение, где прошёл обучение в классе профессора Н. П. Емельяновой с 1968 по 1972 г. Там же, факультативно, продолжал заниматься композицией.

В 1972 г. поступил в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных и обучался на двух факультетах — теоретико-композиторском и фортепианном. Его педагогом в классе сочинения был известный советский композитор Арам Ильич Хачатурян, благодаря которому Соколов сделал окончательный выбор профессии.

В 1975 г. он перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её по классу А. И. Хачатуряна в 1977 г.

Ещё будучи студентом консерватории, композитор стал активно приобщаться к освоению современной эстрадной музыки (песенные и танцевальные жанры) и с 1976 г. начал работать в художественной самодеятельности при Московском энергетическом институте, где руководил музыкальным ансамблем, входившим в состав Агиттеатра ДК МЭИ. С этим коллективом связаны первые театральные опыты Соколова, а также многочисленные поездки по стране с концертами и спектаклями. Позднее, в 1981 г., в составе Агиттеатра он стал лауреатом Премии имени Ленинского комсомола.

В 1984 г. Соколов стал членом Союза композиторов СССР (по камерно-симфонической секции). Когда при Союзе была создана творческая секция «третьего направления», совмещающего черты классической и эстрадной музыки, он принимал активное участие в деятельности этой секции, наряду с Г. Гладковым, В. Дашкевичем, М. Минковым, Д. Тухмановым, А. Рыбниковым и другими известными композиторами.

В 1985 г. концертировал с эстрадными ансамблями от Калужской и Хмельницкой филармоний в качестве художественного руководителя и пианиста. В 1987-88 гг. работал в Московском хоровом обществе (принимал участие в подготовке конференции по реорганизации его в Московское музыкальное общество), а также в детской филармонии «Музыкальная юность» (подготовка концертов для школьников и молодёжи). Курировал деятельность московской «Рок-лаборатории», способствуя наиболее талантливым ансамблям и исполнителям, входившим в это объединение (П. Мамонов, И. Сукачёв, А. Скляр, «Мегаполис», «Бригада С», «Нюанс», «Манго-манго» и др.), в их творческой работе. Оказывал активное содействие С. Намину в организации и открытии его музыкального центра в ЦПКиО имени Горького (Москва).