Рапопорт, Соломон Иегуда Лейб


Соломон Иегуда Лейб Рапопорт (идиш רפאפורט, רפופורט‎) — выдающийся учёный из Галиции, участник движения просвещения и направления Wissenschaft des Judentums[en] в еврейской культуре. Род. 1 июля 1790 г. в родовитой семье во Львове, ум. 16 октября 1867 г. в Праге.

Рапопорт обратил на себя внимание своими обширными познаниями в талмудической и средневековой литературе. Из средневековых мыслителей наибольшее впечатление произвел на молодого Рапопорта Маймонид, которого он и впоследствии называл «своим учителем и наставником» [5]. При содействии знакомого офицера Рапопорт изучил французский язык; труд Бейля «Dictionnaire historique et critique» возбудил в нём особый интерес к научно-критическим исследованиям. Решающее влияние на мировоззрение Рапопорта оказало знакомство с Нахманом Крохмалем. Сам Рапопорт указывал, что от первого его знакомства с этим мыслителем он «прозрел» и «стал другим человеком» [6]. Рапопорт близко сошёлся с видными прогрессивными деятелями того времени И. Эртером, С. Блохом, И. Мизесом и др.

Как и у большинства тогдашних «маскилим», у молодого Р. программа деятельности исчерпывалась первое время заботой о просвещении единоверцев и об их ознакомлении с европейским знанием. С маскилами же его роднила ненависть к хасидам, которых он называл «преступной сектой», и он восторженно приветствовал появление антихасидских памфлетов Перля «Megaleh Temirin» и «Bochen Zadik» (ο первом Рапопорт дал отзыв в Bikkure ha-Ittim, XII, о втором в Kerem Chem., IV). В то же время P. резко отделялся от крайних галицийских просветителей, которые старались насильно «просветить» евр. массу, часто прибегая при этом к помощи властей; Р. с негодованием говорил об этих «просветителях», которые, по его заявлению, чаще всего обращали свои знания на то, «чтобы писать на немецком языке доносы и пасквили правительству» [7].

Влияние Крохмаля и дружба с такой своеобразной личностью, как Я. С. Бык, способствовали тому, что Р. ещё в первый период своей деятельности стал выдвигать национальный элемент и, в отличие от многих своих современников, ясно сознавал историко-культурное значение традиционного иудаизма. Остроумный и общительный, Р. стал вскоре душой кружка львовских прогрессистов. Местные хасиды подозрительно относились к происходившим в доме Р. собраниям молодежи, и группа фанатиков расклеила однажды ночью по городу за поддельной подписью львовского раввина призыв к отлучению Р. и его единомышленников. Были также сделаны попытки лишить Р. источника пропитания (он в течение ряда лет был управляющим у арендаторов коробочного сбора). Этот печальный инцидент был улажен лишь при содействии местных властей.