Посуда для специй


Посуда для специй — изделия, представляющие собой небольшие сосуды и предназначенные для хранения и подачи к столу соли, перца, горчицы и других специй и приправ[1]; могут являться элементом столовых судков.

В верхней части солонки имеются маленькие отверстия, через которые содержимое можно дозированно высыпать; в зависимости от размера и предназначения число таких отверстий у различных солонок может существенно отличаться. В учреждениях общественного питания солонки иногда подаются на уксуснице-подставке. Наполнение солонки происходит после снятия крышки.

Солонки, как правило, изготавливаются из стекла, пластмассы, керамики, иногда из дерева или металла[3].

До середины XIX века словом «солонка» именовали обычно коробочки для хранения соли и пряностей, не содержавшие отверстий в крышках[4]. В частности, традиционные русские солонки отличались разнообразием в зависимости от внешнего вида и материала изготовления. Зачастую солонки имели вид четырёх- или шестиугольного ящичка с откидной крышкой и высокой задней стенкой, облегчавшей передачу сосуда за столом. Солонкам, долблёным из куска дерева, придавали вид ковша, напоминающего плывущую утку (отсюда второе название — утица). Высоко поднятые «голова» и «хвост» использовались в качестве рукояток. Непосредственно соль помещалась в верхнюю часть «туловища» утицы. Деревянные солонки украшали резьбой и росписью. В дорогу брали солонки, плетёные из кусков бересты (методом прямого или косого плетения)[2]. На солонку распространялось почтительное отношение к соли в традиционной русской культуре. В частности, использовавшуюся за столом нельзя было дарить или продавать, иначе, по поверьям, тогда дом покинет счастье[5].

Прообразом современной солонки, содержащей отверстия, стала солонка, разработанная американцем Джоном Масоном в 1858 году[6]. В Великобритании в 1898 году Генри Трэкером был получен патент на собственный вариант солонки[7]. Солонки современного вида, препятствующие слёживанию их содержимого, начали производиться в 1920-х годах американской компанией Morton Sault[8], приобретя особенную популярность в 1930-е годы, когда во время Великой депрессии мировые производители керамических изделий сосредоточились на производстве недорогих товаров[8].

Ныне производятся как «обыкновенные» солонки, так и представляющие собой произведения искусства: выполненные из дорогих материалов, нетипичной формы (например, сделанные в виде какого-либо животного или забавного существа), богато украшенные или расписанные. Такие солонки могут являться предметом коллекционирования[9] и даже становиться музейными экспонатами[10].