Сообщество


Соóбщество людей (от «совместное общество») — группа людей, имеющих общие интересы. Сообщество — это социальная единица (группа живых существ), в которой они объединены по признаку норм, религии, ценностей, рода занятий, обычаев, этнической принадлежности[1], политических взглядов, увлечения, идентичности. Этот термин относится как к социальным связям между людьми, так и к природным образованиям[2]. Человеческие сообщества могут формироваться по принципу места, расположенного в данном географическом районе (например, в стране, деревне, городе или соседстве) или в виртуальном пространстве через коммуникационные платформы (различные интернет-сообщества по интересам: тематические веб-форумы, блоги, группы).

Прочные отношения, выходящие за рамки непосредственных генеалогических связей, также определяют чувство общности, важное для их идентичности, практики и ролей в социальных институтах, таких как семья, дом, работа, правительство, общество или человечество в целом[3]. Хотя сообщества обычно невелики по сравнению с личными социальными связями, «сообщество» может также относиться к большим группам, таким как национальные сообщества, международные сообщества и виртуальные сообщества[4].

Декан факультета журналистики Кубанского государственного университета, доктор исторических наук, доктор социологических наук, профессор В. В. Касьянов определяет сообщество как социальные отношения нескольких людей, у которых есть чувство солидарности между собой и которые имеют общее понимание, что, с точки зрения Касьянова, является крайне важным для единства группы. Сообщества бывают очень разнообразными, но, в подавляющем большинстве случаев, члены сообщества чувствуют взаимную ответственность по отношению друг к другу. В сообществе у индивидуумов имеются общие нормы и ценности, а также одинаковые формы идентификации и дифференциации[5].

Англоязычное слово community («сообщество, община») происходит от латинского communitas («сообщество», «общественный дух»), от латинского communis («общий»)[6]. Человеческие сообщества или общины могут иметь общие намерения, убеждения, ресурсы, предпочтения, потребности и риски, влияющие на идентичность участников и степень их сплочённости. В современном русском языке появилась калька с английского слова ''коммьюнити'', которая используется в бизнесе или в качестве сленга.

Немецкое слово Gemeimchaft («сообщество, общность») описано Ф. Тённесом как реальное и органическое целое, совместная жизнь в общности в противовес обществу, которое является публичным миром[7].