Первый человек


Пе́рвый челове́к — в мифологии и религии прародитель человечества, персонаж антропогонических мифов[1].

Во многих мифологиях, в мифопоэтической и религиозно-философской традиции присутствует первочелове́к — космическое тело, антропоморфизированная модель мира. Вселенная происходит из членов тела первочеловека, что объясняет характерный для мифопоэтической картины мира параллелизм макрокосма и микрокосма, изоморфизм этих двух вещей и их однородность. Некоторые космологические тексты о создании членов тела первочеловека из конкретных частей вселенной, однако чаще встречается мотив, в рамках которого тело первочеловека является первичным и исходным, а космическое устройство вторичным и производным[2].

В современной науке понятие «первого человека» рассматривается как некорректное, поскольку человек возник в результате непрерывного эволюционного процесса, происходящего постепенно и в рамках целых популяций, а не отдельных особей.

Возникновение (сотворение) человека происходит в мифическое время, особый начальный сакральный период, предшествующий эмпирическому (историческому) «профанному» времени[3]. Не всегда ясно различается происхождение всего человеческого рода и отдельного народа, первого человека или первой пары людей и каждого отдельного человека, с чем во многих традициях связано тождество наименования племени и слова «человек» (айны, кеты и др.). Некоторые мифы отождествляют появление человека в прошлом, в мифическое время и рождение каждого конкретного человека, которое объясняется из его мифологического прообраза. В других случаях миф различает создание (сотворение) человека и его души (душ), которая считается отдельной его частью или множеством частей), обладающей собственной судьбой. В некоторых мифах повествуется о происхождении отдельных человеческих органов, сердца, глаз и др. Согласно многим мифам, изначально все предметы во вселенной обладали антропоморфным обликом — все существа, животные, явления (солнце, луна, звёзды), место обитания племени и вселенная в целом, которая нередко может описываться как произошедшая из частей тела «первочеловека». В связи с этим возникновение человека подаётся не столько как создание, сколько как выделение из числа других человекоподобных существ, которые, напротив, с течением времени теряют человеческий облик[1].

Человеческое тело, его функции, телесный и душевный опыт лежат в основе архаичной классификации окружающей действительности, включая серию противопоставлений (правый и левый, верх и низ, чёт и нечет, огонь и вода и др.), выделение трёх изначальных цветов (красный, белый и чёрный как цвета соответственно крови, молока и выделений). Архаичная классификация в рамках макро-микрокосмических соответствий выражается в ритуале жертвоприношения[2].