Гензель, София Фридерика


София Фридерика Гензель (нем. Friederike Sophie Hensel; урождённая Спарманн нем. Sparmann; 1738[2][1], Дрезден[3] — 22 ноября 1789, Шлезвиг, Шлезвиг-Гольштейн[3]) — немецкая театральная актриса[4] и драматург.

София Фридерика Спарманн родилась в 1738 году в городе Дрездене и была единственным ребенком в семье доктора Иоганна Вильгельма Спарманна (нем. Johann Wilhelm Sparmann) и его жены Луизы Катарины Пёппельманн (нем. Luise Catharina Pöppelmann); внучка архитектора Маттеуса Даниэля Пёппельманна. Её родители развелись, когда Софи было 11 лет; с тех пор как ее мать ушла, Софи росла с дядей, который так плохо с ней обращался, что она сначала сбежала к другому родственнику, а потом на театральную сцену, которой посвятила всю жизнь[5].

С 1754 года она стала членом Общества Шуха в Данциге и Бреслау, где через год вышла замуж за актёра Иоганна Готлиба Гензеля[англ.], брак с которым распался в 1759 году. Некоторое время она курсировала между Веной, Франкфуртом и Хильдбургхаузеном и даже подумывала бросить театр из-за плохого здоровья. В конце концов она стала членом труппы Конрада Эрнста Аккермана в Гамбурге. Гензель участвовала в основании Гамбургского национального театра[нем.].

В Гамбурге Гензель неоспоримо блистала как первая трагическая актриса; теоретик искусства и литературный критик-просветитель Готхольд Эфраим Лессинг назвал её «без сомнения одной из лучших актрис, которые когда-либо были в немецком театре»[6]. Особенно удавались ей трагические роли страстных женских натур[4].

После закрытия Гамбургского национального театра в 1769 году и очередного раскола в Аккермановском обществе она переходила со сцены на сцену с «Обществом Зейлера», которое возглавлял ее возлюбленный Абель Зейлер[нем.]. В 1787 году она окончательно поселилась в Шлезвиге с Зейлером, за которого вышла замуж в 1772 году, где он стал директором придворного театра, и она была с ним на сцене до самой смерти[7][8].

Гензель была ещё и крайне непростой актрисой, которая крайне неадекватно реагировала на малейшую критику и вызывала у окружающих напряжение своим раздутым тщеславием. Помимо актерской деятельности, она также написала несколько сценических постановок. Её драма «Похищение, или Нежная мать» по роману ирландской писательницы Фрэнсис Шеридан[англ.][9] широко ставилась в 1770-х годах. Она подняла популярную тему преследуемой невиновности, но сосредоточился не столько на драматических сценах между похитителем и похищенными, сколько на беспорядках в семье похитителя, особенно на властной матери и её сугубо черно-белой морали[10]. Гензель также написала либретто для романтического зингшпиля «Hüon und Amande», который в конце XVIII века пользовался большим успехом у гамбургской публики[11].