Социализация экономики


Социализация экономики (итал. Socializzazione dell'economia) — политика фашистской Итальянской социальной республики по обобществлению экономики, в ходе которой средства производства должны были передать из рук капиталистов в совместное управление работникам, нанятых компанией.

Законодательной основой для реализации это политики стал декрет «О социализации предприятий» от февраля 1944 года, а также различные нормативные акты, содержащиеся в проекте конституции[итал.] Итальянской социальной республики конца 1943 года.

Термин был введён в 1943 году для обозначения экономической доктрины, проводимой фашистами в рамках корпоративистской экономической системы Социальной республики, но отдельные элементы этой теории можно проследить в синдикалистской хартии Карнаро[итал.], обнародованной в Свободном городе Фиуме в 1920 году, в Хартии труда 1927 года и в идее корпоративной собственности[итал.], введённой фашистским интеллектуалом Уго Спирито в 1932 году, согласной которой управление предприятиями должны переходить к корпорациям, стремящимся найти баланс между двумя составляющими производства — трудом и капиталом.[1]

Как прошлый век видел капиталистическое хозяйство, так и нынешний век увидит корпоративное хозяйство... Капитал и труд должны встать на один уровень, люди и того и другого должны быть наделены равными правами и равными обязанностями[2]

По замыслу её инициаторов, фашистская социализация должна была стать частью политики третьего пути по отношению к двум основным экономическим системам двадцатого века (капитализму и коммунизму) как в экономической, так и в социальной сфере.

Бывший коммунист Никола Бомбаччи участвовавший в разработке планов социализации, внёс в её проект значительный идейный вклад, от фабианства и гезеллианского дистрибутизма до, среди прочего, теорий украинского анархиста Нестора Ивановича Махно. Давний друг Бенито Муссолини, а также сторонник социалистических идеалов в фашизме, Бомбаччи участвовал в политикой жизни Итальянской социальной республики, не отрицая, однако, своих собственных коммунистических идеалов, но стремясь привести их в соответствие с фашистской социальной политикой.[1]