Социальная педагогика


Социальная педагогика — одна из отраслей педагогики, исследующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией[1].

В словаре по педагогике Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров дают следующее определение социальной педагогике — это отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учётом конкретных условий социальной среды[2].

X. Мискес (Германия) говорит о социальной педагогике как о научной дисциплине, раскрывающей социальную функцию общей педагогики и исследующей воспитательный процесс во всех возрастных группах".

Для Е. Молленхауер (Германия) смысл социальной педагогики заключается в помощи молодёжи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения.

А. В. Мудрик рассматривает социальную педагогику как отрасль педагогики, исследующую социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (воинские части, предприятия)[3].

В педагогическом словаре под редакцией В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой социальная педагогика определяется как отрасль педагогического знания об отношениях человека и социума, о факторах, способах и методах социализации личности и её адаптации в среде обитания, о выявлении, приумножении и использовании педагогического потенциала социума (семьи, учреждений, организаций, предприятий, ведомств, частных лиц) в целях гармонизации отношений субъектов социальной среды[4].