Социальный детерминизм


Социа́льный детермини́зм (от лат. determinare — определять) — один из основных императивов социологии, в котором представлена всеобщая взаимосвязь и причинно-следственные отношения различных социальных явлений.

Антиподом детерминизму является индетерминизм, учение которое отрицает существование всяких социальных взаимосвязей и причинно-следственных действий в общественном развитии[1].

Социальный детерминизм впервые был изучен Эмилем Дюркгеймом — французским философом, который считался «отцом» данной социальной науки[2].

На социальные действия индивида могут влиять силы, контролирующие поток идей. Создавая идеологию в обществе индивида, его действия и реакции на стимулы предопределены для соблюдения социальных норм, навязанных человеку. Идеологии могут быть созданы с использованием социальных институтов, таких как: школьное образование, которое «стало той территорией, на которой противоборствующие силы выражают свои социальные и политические интересы»[3]; СМИ, которые «имеют значительную силу в формировании социальной повестки дня и разработке общественного мнения в поддержку этой повестки дня»[2].

Наиболее распространенной формой социального детерминизма в XIX веке был экономический детерминизмruen, то есть концепция, согласно которой экономика имеет определяющее влияние на политические и социальные процессы[4]. В частности, для марксизма характерна точка зрения, согласно которой история развивается в соответствии с неизбежными экономическими законами. Однако Карл Маркс писал, что «люди сами делают свою историю, но они её делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого». То есть он считал, что люди ограничены материальными условиями их существования, однако это не лишает их выбора и инициативы[5].

Другой распространенной формой социального детерминизма стал культурный детерминизм. В частности, Макс Вебер утверждал, что развитие общества зависит от господствующих в нём религиозных ценностей. В дальнейшем такие идеи нашли как своих сторонников (в частности, Толкотта Парсонса), так и противников[4].