Социокультурный подход


Социокультурный подход — методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм.

На первом этапе (конец XVIII в. — конец XX в.) понятие «социокультурное» рассматривало человека как создателя культуры, но не как его объект. Второй этап характеризуется непосредственным научным обоснованием взаимовлияния культуры и общества в целом, а также воздействие культуры на формирование человека. Социокультурный подход стал рассматриваться с позиций различных гуманитарных дисциплин, таких как: социология, педагогика, психология и т. д. Большой вклад в формировании социокультурного подхода внесли: Питирим Сорокин, Роберт Мертон, Толкотт Парсонс и Лесли Уайт.

Основоположником социокультурного подхода принято[кем?] считать Питирима Сорокина. В своем 4-томном труде «Социальная и культурная динамика», опубликованном в США в 1937 году, он всесторонне проанализировал взаимовлияние культуры и общества. Основной принцип социокультурного подхода заключается в том, что социокультурные изменения состоящие из замены фундаментального принципа культуры другим, является более важными событиями в истории человечества, чем смена формы правления, ибо самые важные и кардинальные изменения в обществе происходят тогда, когда оно переживает «основательную и эпохальную революцию в человеческой культуре»[1]. Сорокин указывает на редкость подобных эпохальных изменений. К примеру, в течение трех тысячелетий в истории запада, подобное случалось четыре раза. Также Сорокин изучил соотношение между типами культуры и типами личности, проанализировал причины социокультурных изменений.[источник не указан 18 дней]

В тезисе «личность, общество и культура как неразрывная триада»[2], Сорокин указывает на неразрывность трёх основных составляющих человеческого мира. Данные составляющие не сводятся друг к другу, однако неразрывно взаимосвязаны.[источник не указан 18 дней]