Социология литературы


Социология литературы — подраздел социологии культуры, изучающий общественное производство литературы и его социальные последствия.

Также её характеризуют как «смежная область социологии и литературоведения, исследующая зависимость литературы от общества и ее взаимосвязь с обществом, а также изучающая социальные функции художественной литературы и творчества».[1]

Важным шагом в становлении социологии литературы была работа Дьёрдя Лукача «Теория романа», впервые опубликованная на немецком языке в 1916 году. В 1920 году он был переиздан в книжной форме, и эта версия сильно повлияла на Франкфуртскую школу. Второе издание, опубликованное в 1962 году, в свою очередь повлияло на французский структурализм.[1]

Общетеоретические проблемы социологии литературы исследовались в работах Д. Лукача, В. Беньямина, К. Кодуэлла. В начале 1930-х годов вышел ряд более узко и конкретно ориентированных работ по социологии литературы — Л. Л. Шюккинга, Э. Ауэрбаха, В. Г. Брадфорда, в 1940-х годах — Г. Пейера, Г. Левина и других.[1]

В 1950—1960-е годы в западноевропейской социологии литературы, с одной стороны, углубляется линия на конкретизацию социологических исследований литературы (вплоть до применения количественных методов), а с другой стороны — нарастает реакция на сугубый эмпиризм англо-американской школы. Для первой тенденции характерны работы Р. Уилсона, М. Альбрехта, Д. Данкана, Р. Эскарпи; для второй — работы Т. В. Адорно, Л. Гольдмана[1][2].

Среди современных работ ярким примером является книга Пьера Бурдьё «Les Règles de L’Art: Genèse et Structure du Champ Littéraire» (1992), переведённая Сьюзан Эмануэль как «Правила искусства: генезис и структура литературного поля» (1996)[3][4].