Пригородное сообщение в Сочи


Со́чинские эле́ктропоезда — один из самых быстрых видов городского общественного транспорта города Сочи и его агломерации. Электропоезда пригородно-городского сообщения выполняют рейсы между главными вокзалами Сочи (Сочи и Адлером), аэропортом, а также близлежащими городами и посёлками.

Магистраль, электрифицированная постоянным током, соединяет все 4 административных района города-курорта Сочи одной линией длиной 105 км (11 пригородных тарифных зон) с ответвлениями на аэропорт «Сочи» и Красную Поляну. На большей протяжённости она является двухпутной, к 2013 году линию от Туапсе до Адлера планировалось сделать двухпутной полностью[1]. На данный момент работы продолжаются, сроки перенесены на 2025 год.

На территории Большого Сочи находится 22 действующих остановочных пункта (ещё 4 — в границах Туапсинского района — Весна, Гизель-Дере, Южный, Дедеркой), 4 недействующих — Военпром, Стадион, Ахун, Кудепста и 15 станций (ещё 2 — в границах Туапсинского района — Туапсе-Пассажирская и Шепси), на 5 из них (Адлер, Сочи, Хоста, Лоо, Лазаревская) останавливаются все поезда (за исключением фирменного 101/102-го поезда, который проходит Лоо и Хосту без остановок).

После завершения Олимпийских игр и окончании курортного сезона 2014 года ОАО «РЖД» выпустила пресс-релиз, в котором объявила о «поэтапной оптимизации графика движения пригородных поездов „Ласточка“», заключающейся в отмене части графиков движения электропоездов. В документе отмечено, что с 20 марта 2014 года перевозка пассажиров электропоездами «Ласточка» в пригородном сообщении на сочинском полигоне осуществлялась на основании гарантийного письма администрации Краснодарского края. За этот период накопившиеся убытки ОАО «РЖД» в результате регулирования тарифов составили более 1 млрд рублей[12].

В результате «оптимизации» с 22 сентября было исключено 13 поездов «Ласточка» (или 6,5 пар), а с 25 октября — 33 поезда «Ласточка» (или 16,5 пар), с 1 декабря 2014 года — ещё 12 поездов «Ласточка» (6 пар поездов). В пресс-релизе отмечено, что в случае, если позиция Краснодарского края по вопросу исполнения финансовых обязательств перед ОАО «РЖД» останется неизменной и с 20 декабря 2014 года компания планирует полностью прекратить перевозки электропоездами в Сочи[13].