Спагетти-вестерн


Спаге́тти-ве́стерн (англ. Spaghetti Western, итал. Western all'italiana) — поджанр фильмов-вестернов, родившийся в Италии и особенно популярный в 1960-х и 1970-х годах. За это время в Италии было снято около 600 вестернов.

Большинство спагетти-вестернов, снятых в период между 1964 и 1978 годами, были сделаны с низким бюджетом и сняты в студиях Cinecittà и в различных местах на юге Италии и в Испании. Действия многих фильмов происходят в засушливых ландшафтах американского юго-запада и северной Мексики, поэтому местами съёмок чаще всего были пустыня Табернас и природный парк Кабо-де-Гата-Нихар (район вулканического происхождения, известный своими широкими песчаными пляжами), находящиеся в провинции Альмерия на юго-востоке Испании. Некоторые декорации и студии, построенные для спагетти-вестернов, сохранились как тематические парки, а Техасский Голливуд, Мини-Голливуд и Западный Леоне по-прежнему используются в качестве съёмочных площадок.

Также съёмки проходили в некоторых местах центральной и южной Италии, например в парке Валле-дель-Трейя (между Римом и Витербо), в районе Кампосекко (рядом с Камерата-Нуова, характеризующейся карстовой топографией), на холмах вокруг Кастеллуччо, в районе горы Гран Сассо, в карьерах Тиволи и на Сардинии. «Божье оружие» было снято в Израиле.

Наиболее знаменитым режиссёром спагетти-вестернов и одновременно создателем этого поджанра является Серджо Леоне. Первым фильмом этого поджанра считается его картина 1964 года «За пригоршню долларов». Фильм открыл эпоху популярности «спагетти-вестернов» и определил многие их характерные, а в некоторых случаях и обязательные черты. В частности, фильмы этого поджанра представляют собой скорее кинематографические притчи, нежели реалистические произведения. Подчёркнутая фантастическая меткость персонажей, перенос акцента с сюжетной логики на эффектный визуальный ряд, эпическая цельность характеров и другие моменты позволяют чётко отличить их от вестернов американского производства, которые воспринимались аудиторией как претендующие на реалистичность, в то время как у спагетти-вестернов такой претензии нет.

Интересно, что именно итальянский вестерн «Хороший, плохой, злой» считается по некоторым[чьим?] оценкам лучшим вестерном в истории кинематографа и входит в первую десятку в списке лучших фильмов по версии IMDb.