Спасение в христианстве


Спасе́ние (греч. σωτηρία) — в христианской сотериологии, согласно Библии, избавление человека от греха и его последствий — смерти и ада, и обретение спасённым человеком Царства Небесного[1][2]. Спасение выступает как конечная цель религиозных усилий человека и высшее дарение со стороны Бога. Период земной жизни человека сопровождается изменением его образа жизни («обновление жизни», «жизнь во Христе»). В эсхатологической перспективе спасение должно завершиться загробным судом и загробной жизнью. Вечная жизнь является абсолютным завершением «жизни во Христе»[3]. В различных местах Библии термин «спасение» может обозначать также исцеление от болезни, избавление от физической опасности или личных врагов, освобождение от политического гнёта[4].

Соотношение милости Божией и усилий человека в вопросе спасения в христианском богословии является причиной многовековых споров о предопределении, благодати и свободе воли[3]. В католицизме, православии и арминианском протестантском богословии спасение осуществляется благодаря действию благодати Божией на человека, но осуществляется через проявление веры человека, который имеет свободу выбора. В богословии кальвинизма благодать Божия имеет непреодолимую силу, спасение зависит от Божиего предопределения.

История грехопадения первых людей, Адама и Евы, рассказывается в первых главах книги Бытия. Вначале созданные Богом безгрешными, обманутые сатаной люди нарушили Божию волю и впали в грех и, в итоге, стали терпеть различные скорби, болеть и умирать.

Бог, продолжая любить своё творение, желает дать людям прощение грехов, вечную жизнь и спасение от вечных мук в аду. Для этого второе лицо Святой Троицы (Бог Сын) воплотился в Иисусе Христе[4].

Согласно Новому Завету, спасение человека возможно благодаря действию благодати Божией на человека и совершается через веру в Иисуса Христа, исполнение Его заповедей, покаяние. Своими собственными силами человек не может добиться спасения: Мф. 19:26; Мк. 10:27; Лк. 18:27; Еф. 2:8.

В православии и католицизме спасение объявляется возможным только с помощью Церкви. В протестантизме, где посредническая роль Церкви отвергается, выдвигается тезис об оправдании верой[5].


Симеон младенцу Иисусу: «видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:30—32)