Список парусных шхун Российского императорского флота


В список включены парусные и парусно-винтовые шхуны, находившиеся в составе Российского императорского флота с конца XVIII века и до прекращения его существования в начале XX века.

Шхуны (англ. Shooner), небольшие двух- или трёхмачтовые суда с косым парусным вооружением и наклоненными назад мачтами, вооружение и такелаж этих судов были спроектированы таким образом, чтобы предельно уменьшить число членов экипажа, необходимых для их обслуживания[1][2]. Американские и английские историки флота, такие как Ховард Чапель и Дэвид Макгрегор, полагают, что новый тип парусного вооружения — шхуна, появился в Северной Америке в начале XVIII века. Первоначально эти суда получили распространение в североамериканских колониях, а в 1760-х годах появились в составе английского флота. В европейских флотах и в колониях шхуны преимущественно использовались для борьбы с контрабандой, патрулирования и посыльной службы, в связи с чем вооружались небольшим количеством мелкокалиберных орудий[3].

Первые шхуны русского флота были заложены в 1771 году по проекту английского адмирала на русской службе Чарльза Ноульса для комплектования Дунайской флотилии. Полученный во время службы в Вест-Индской кампании Чарльзом Ноульсом опыт использования шхун в английском флоте позволил использовать новейший на тот момент тип парусного вооружения в России почти одновременно с английским флотом. Однако в отличие от английских шхун, использовавшихся в качестве патрульных и посыльных судов с немногочисленной и малокалиберной артиллерией, первые русские шхуны строились как ударные суда подобные гребным фрегатам. В апреле 1772 года Чарльзом Ноульсом было определено место для оборудования стапелей в Измаиле и в конце мая — начале июня того же года первые 4 шхуны по чертежам английского адмирала были заложены. Строились суда из заранее заготовленного в Молдавии леса и после спуска на воду в 1772 и 1773 годах получили наименования «Победослав Дунайский», «Вечеслав», «Измаил» и «Браилов». Первоначальное вооружение для установки на вновь построенные суда было снято с галиотов и галер, однако позже по итогам испытаний шхуны были признаны «судами удобными для морскаго плавания» и перевооружены 12-фунтовыми орудиями. Все 4 первые русские шхуны принимали участие в русско-турецкой войне 1768—1774 годов, а уже после войны, находясь в составе Дунайской флотилии, прошли испытание сильнейшим штормом, в результате которого одна из шхун разбилась, а остальным успешно удалось преодолеть стихию, после которой все они продолжили службу в русском флоте в составе Азовской флотилии[4].