Список шкутов Российского флота


Шкуты (от нидерл. schoot)[комм. 1] представляли собой плоскодонные парусно-гребные суда прибрежного плавания. Использовались для перевозки грузов вдоль побережий, по рекам и озёрам. Строились одно-, двух- и трёхмачтовые шкуты, имевшие латинское парусное вооружение, крупные шкуты зачастую оснащались шхоутными лодками[комм. 2]. В составе Российского флота суда данного типа использовались в начале XVIII века, в большом количестве строились для Балтийского флота, единичные экземпляры входили в состав Каспийской флотилии. При этом на Каспийском море шкуты, построенные по голландским образцам, в большом количестве использовались в качестве торговых и рыбацких судов[комм. 3]. Также сохранились данные о ряде трофейных судов, захваченных у шведов на озёрах и в Балтийском море[2][3][4].

Первым построенным в России шкутом можно считать трёхмачтовое парусное судно «Фредерик»[комм. 4], предназначавшееся для плавания голштинского посольства в Персию, спущенное на воду летом 1636 года и погибшее в районе Дербента во время своего первого плавания. Однако, несмотря на то, что строительство судна велось в Нижнем Новгороде, команда комплектовалась из местных жителей, ходил «Фредерик» под флагом Шлезвига-Гольштейна, поэтому в списке судов флота отсутствует[5][6][7].

Список разбит на разделы по включению судов в состав Балтийского флота или Каспийской флотилии, отдельным разделом представлены трофейные суда, в отношении которых таких сведений не сохранилось. Внутри разделов суда представлены в порядке очерёдности включения их в состав флота. Ссылки на источники информации для каждой строки таблиц списка и комментариев, приведённых к соответствующим строкам, сгруппированы и располагаются в столбце Примечания.

Сортировка может проводиться по любому из выбранных столбцов таблиц, кроме столбцов История службы и Примечания.

В разделе приведены все трофейные шкуты, захваченные у шведов, в отношении которых не сохранилось достоверных данных об их службе в составе флотов или флотилий России.