Спорт высших достижений


Спорт вы́сших достиже́ний, также большо́й спорт — часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких результатов на официальных спортивных соревнованиях общенационального и международного уровня. Такими соревнованиями являются чемпионаты мира, Олимпийские и континентальные игры, наиболее престижные спортивные лиги и промоушены. Достижения спортсменов в них нередко являются событиями национальной важности в разных государствах. Спорт высших достижений можно охарактеризовать постоянным ростом уровня спортивных результатов, а также достижением новых рекордов, порой даже феноменальных[1].

Понятие «спорт высших достижений» иногда ошибочно приравнивается к понятию «профессиональный спорт». В действительности же многие соревнования высшего уровня относятся к любительскому спорту, и наоборот, многие состязания профессиональных спортсменов далеки от высших достижений. Ключевым свойством профессионального спорта является его экономическая сторона (соревнования — основной источник дохода спортсменов), а большого спорта — уровень и значимость достижений. В то же время некоторые соревнования профессиональных спортсменов — в первую очередь чемпионаты мира в значительно профессионализированных видах спорта, таких как футбол и хоккей — относятся к спорту высших достижений[2][3].

Античные Олимпийские игры представляли собой серию состязаний, проводимых между представителями нескольких полисов Древней Греции, которые включали в себя главным образом лёгкую атлетику, а также боевые состязания и гонки на колесницах.

В Средние века крупных международных спортивных соревнований не проводилось. Мероприятия истинно всемирного масштаба стали возможны лишь в конце XIX — начале XX века в связи с развитием средств транспорта, что позволило спортсменам со всего мира добираться до места проведения соревнований. В 1884 году было проведено первое в истории международное соревнование по футболу — Домашний чемпионат Великобритании, а в 1896 были возрождены Олимпийские игры.

Поскольку соревнования высшего уровня вызывают значительный интерес зрителей, основным источником монетизации является его эксплуатация. Спортивные федерации получают средства не только за счёт продажи билетов на трибуны, но и от спонсоров и рекламодателей, а также за счёт продажи прав на телевизионные трансляции соревнований. Экономика рекламы варьируется между видами спорта: на тех соревнованиях, которые вызывают сравнительно малый интерес телевещателей, размещаемая реклама нередко направлена на самих спортсменов, поэтому их рекламодателями могут выступать производители и поставщики товаров для спорта.

В 2010 году доходы мировой спортивной индустрии составили 121,4 млрд долларов[4]. Коммерциализация любительского спорта оказалась возможной только в тех сферах, где был создан подходящий для досуговых отношений потребительский продукт[2].