Средства массовой информации России


Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ) России — средства (органы) повседневной практики сбора, обработки и распространения информации, предназначенной для массовых аудиторий, в Российской Федерации. На 2021 год в реестре Роскомнадзора значились 149288 зарегистрированных СМИ, из которых действующими были только 61576 (около 40 %). Основная часть СМИ в России — печатные издания.

В мае 2020 трафик ведущих СМИ увеличился на 65 миллионов пользователей. Это связано с тем, что в связи с пандемией коронавируса многие жители РФ перешли на удалённый режим работы и дистанционное обучение. При этом совокупная месячная пересекающаяся аудитория ведущих российских СМИ составила приблизительно 400 миллионов пользователей[1].

Российские СМИ — все национальные телевизионные каналы, многие радио и печатные издания, бо́льшая часть рынка рекламы — контролируются государством, образуя управляемое медиапространство. Правительство РФ скрывает информацию о войне России с Украиной и ее последствиях для России, скрывает экономические данные и количество жертв[2]. Масштабные репрессии против журналистов заставили большинство независимых СМИ выехать из России и работать из-за границы[3].

Согласно статье 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается:

СМИ обязаны регистрироваться в органах Роскомнадзора, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и так далее. В то же время им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.

По данным на июль 2010 года, в России зарегистрировано более 93 тыс. СМИ, причём абсолютное большинство из них — 90 % — это «негосударственные СМИ»[5].