Средство Макропулоса


«Сре́дство Макро́пулоса» (чеш. Věc Makropulos) — фантастическая пьеса Карела Чапека, написанная в 1922 году. Сюжет построен вокруг секрета вечного нестарения, который известен двум персонажам пьесы, и которым стремятся завладеть остальные.

Мысль о «принудительном долголетии» и о том, может ли бессмертие само по себе стать благом для человека, Чапек высказывал ещё в 1918 году в статье «Философия и жизнь». В мае-июле 1922 года он развил эту мысль в пьесе «Средство Макропулоса» («комедии в трёх действиях с эпилогом»).

Акт 1. Альберт Грегор ведет дело о наследстве против барона Пруса. Его делом занимаются адвокат Коленатый и его помощник Витек, у которого есть дочь Кристина. Неожиданно появляется знаменитая певица Эмилия Марти и проявляет интерес к делу Грегора. Она утверждает, что существует документ, который поможет ему выиграть дело. Но документ хранится у барона. При этом она рассказывает такие подробности о делах столетней давности, как будто сама жила в то время. Коленатый не верит ей, но Грегор поверил и заставил адвоката обратиться к барону. Барон нашел документ, и готов его отдать, хотя это не в его интересах. Грегор лишь должен доказать, что документ принадлежит ему по праву. Эмилия обещает помочь, а в награду просит лишь старую рукопись на греческом языке, которая должна храниться у него. Грегор уверяет, что ничего подобного у него нет, но Эмилия настаивает.

Акт 2. Сцена театра, где недавно состоялось выступление Эмилии Марти. Грегор и Прус поздравляют её с блестящим успехом, дарят букеты. Грегор уже успел влюбиться в неё. Похоже, что и сын Пруса Янек, который до сих пор ухаживал за Кристиной, тоже увлечен Эмилией. Появляется с букетом и престарелый граф Гаук-Шендорф. Он говорит Эмилии, что она поразительно похожа на испанскую цыганку Эухению Монтес, в которую он был безумно влюблен пятьдесят лет назад. Эмилия заговаривает с ним по-испански, просит поцеловать её. Граф начинает верить, что она и есть Эухения, хотя этого не может быть. Он уходит, обещая вернуться. Прус задает Эмилии неожиданный вопрос — известна ли ей фамилия Макропулос. Она отрицает это, но просит Грегора уйти, чтобы поговорить с Прусом наедине. Из разговора она узнаёт, что греческая рукопись, которую она жаждет заполучить, хранится у Пруса. Эмилия просит Пруса отдать ей рукопись. Он вначале отказывается, но когда она приглашает его прийти к ней ночью, соглашается.