Сталкерство


Сталкерство — вид городских исследований и индустриального туризма, заключающийся в посещении заброшенных промышленных объектов, школ, больниц, церквей и других покинутых мест с целью эстетического удовлетворения. Такие исследователи зовут себя сталкерами, а объекты исследования — «заброшками».

Сталкерство может быть как индустриальным (заброшенные заводы и промзоны), так и неиндустриальным (оставленные жилые дома, пришедшие в упадок церкви, больницы, школы), а также крупным (покинутые районы и даже «города-призраки»: Адуляр, Моховое, Припять, Чернобыль, Колендо, Кадыкчан и др.

Сталкерские походы часто сопряжены с опасностями (угрозу могут представлять, например, обрушение конструкций, радиация, асбест, использовавшийся для многих инженерных конструкций, и вообще химические загрязнения). Зачастую объекты являются охраняемыми, что тоже препятствует свободному посещению.

В большинстве случаев целью такого туризма является получение созерцательного удовольствия. Многие такие исследователи увлекаются фотографией, передающей эстетику таких мест.

Большинство сталкеров стараются не афишировать местоположение обнаруженных объектов (на сленге — «палить» объект), полагая, что таким образом можно привлечь к себе внимание со стороны правоохранительных органов, вызвать слишком большой наплыв мародёров или бездомных, которые, как правило, оставляют после себя беспорядок, из-за чего объекты приходят в упадок: изрисованные стены, выбитые окна, проломанные или снятые с петель двери, мусор, полностью вынесенные металлические предметы, вплоть до дверных ручек. Это снижает интерес к локациям у других сталкеров.

Русское слово «сталкер» происходит от английского «to stalk», означающего «подкрадываться», «осторожно преследовать», «передвигаться скрытно». Впервые оно появилось в повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» (1972). В ней сталкерами назывались нелегальные исследователи Зоны, изолированной властями, с риском для жизни выносящие из неё артефакты, обладающие необычными свойствами и стоящие больших денег. Позже этот термин стал названием снятого по мотивам повести фильма Андрея Тарковского «Сталкер» (1979), благодаря чему был популяризирован.