Сталь-2


«Сталь-2» — советский ближнемагистральный пассажирский самолёт с одним поршневым двигателем воздушного охлаждения разработки КБ инженера Путилова (НИИ ГВФ).

В конце 1920-х и начале 1930-х годов при строительстве большинства самолетов применялся легкий алюминиевый сплав дюралюминий. Но из-за нехватки производственных мощностей и отсутствия в СССР некоторых компонентов, входящих в состав дюралюминия, большую часть этого сплава приходилось импортировать[1].

В связи с острой нехваткой дюралюминия и возникла идея испробовать в качестве авиационного конструкционного материала нержавеющую сталь. Это было особенно важно для гражданской авиации, так как эксплуатируемые деревянно-фанерные самолеты, в наши климатических условиях, были недолговечны, а дефицитный дюралюминий уходил почти целиком в ВВС[1].

Исследовательские работы показали, что наилучшие перспективы применения конструкционного материала в авиастроении имеет нержавеющая сталь. Советские металлурги исследовали множество образцов нержавеющей стали, в том числе и с приобретенными в Германии марками крупповской нержавеющей стали, но лучшие показатели были у отечественной хромоникелиевой стали "Энерж-6"[1].

Инженеры-металлурги разработали технологию позволяющие создавать профилированные детали из тонкой листовой нержавейки. Холодный прокат был налажен на заводе "Серп и Молот". Также была отработана технология контактной, точечной, роликовой, стыковой электросварки из тонких стальных листов[1].

В начале 1930 года при Главной инспекции гражданского воздушного флота был организован Отдел опытного самолетостроения (ОСС), который возглавил А.И. Путилов, раннее работавший с А.Н. Туполевым. Этому отделу была поставлена задача создать однодвигательный, простой в обслуживании, стальной пассажирский самолет, рассчитанный на одного летчика и четырех пассажиров. Самолет также предполагалось использовать для аэрофотосъемки и в сельскохозяйственной авиации[1].