Стандартный линкор


Стандартный линкор — линейка из двенадцати заложенных линейных кораблей пяти различных типов, заказанных ВМС США в 1911—1916 годах, одиннадцать из которых вошли в строй в 1916—1923 годах[1]. На последние корабли этой линейки оказали существенное влияние результаты Ютландского сражения.

Конструкция стандартных линкоров включала множество инноваций, оказавших влияние на гонку вооружений, последовавшую за Первой мировой войной[1]. Некоторые историки рассматривают стандартные линкоры как ответ американского флота на быстрое развитие линейного флота Японской империи[2]. Стандартные линкоры составляли основу боевой линии американского флота межвоенного периода, тогда как более старые линкоры были пущены на слом, либо выполняли второстепенные функции. Вашингтонский договор 1922 ограничил общее количество и тоннаж линкоров стран-участниц, многие строящиеся линкоры были разобраны на стапеле, поэтому вплоть до начала Второй мировой войны стандартные линкоры оставались самыми современными линкорами США. На момент вступления США во Вторую мировую войну 7 декабря 1941 года 8 стандартных линкоров находились в гавани Перл-Харбора, один — в штате Вашингтон, три остальных были приписаны к Атлантическому флоту.

Концепция стандартного линкора, устанавливая общие тактико-технические характеристики для различных типов кораблей, позволяла им эффективно действовать в составе соединений. В отличие от США, линейные флоты других стран подразделялись на «быстрое» и «медленное» крыло, которые не могли сражаться в общем строю из-за различия в скорости и радиусе циркуляции.

Главным недостатком концепции стандартного линкора было замедление развития и одновременное устаревание всего линейного флота. Например, одной из общих характеристик стандартных линкоров была одинаковая максимальная скорость 21 узел. Когда концу 1930-х годов ведущие морские державы стали строить быстроходные линкоры, скорость которых превышала 27 узлов, в составе ВМС США в отличие от Великобритании и Японии не оказалось 25-узловых линкоров, которые можно было легко модернизировать и использовать совместно с новыми кораблями. Аналогично, решение Японии строить линкоры с 460-мм орудиями было вызвано стремлением сделать устаревшим весь линейный флот США одновременно.

Для трёх типов более поздних кораблей «Стандартного типа» также характерна совокупная 4,5-дюймовая защита палуб, 18-дюймовая защита лба башен[1].

Линкоры типа «Невада» были не совсем стандартные: они не очень хорошо слушались рулей и обладали плохой поворотливостью — диаметр тактической циркуляции составлял 754 м (порядка четырёх с половиной длин корпуса)[3], их проектная скорость составляла 20,5 узла.