Станцы Рафаэля


Ста́нцы Рафаэля (итал. Le Stanze di Raffaello — комнаты Рафаэля, от итал.  stanza — местопребывание, помещение, комната) — анфилада из четырёх помещений на третьем этаже Папского дворца в Ватикане. В анфиладу входят три небольших зала (8 Х 10 м) и ещё один, большего размера, называемый Залом Константина. Известны в истории искусства тем, что в 1508—1517 годах были расписаны фресками выдающимся художником эпохи Возрождения Рафаэлем Санти вместе с учениками.

Комнаты были построены в правление папы Николая V (1447—1455). Росписи ватиканских станц составляли важную часть честолюбивых намерений и грандиозных планов папы Юлия II (1503—1513) по перестройке Ватиканского дворца и собора Святого Петра с целью продемонстрировать истинное величие церкви. «Верхние покои» старого здания Николая V не соответствовали этим задачам. Но Юлий II не пожелал использовать и жилые помещения этажом ниже, так называемые «апартаменты Борджиа», жилые комнаты Александра VI, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа. Новые апартаменты третьего этажа должны были превзойти своей роскошью все предыдущие. По проекту архитектора Донато Браманте (1503) новые апартаменты вместе с переходными галереями должны были замкнуть огромный, протянувшийся на 300 метров парадный двор Бельведер.

По совету Браманте росписи станц в 1508 году папа Юлий II поручил тогда ещё молодому и неизвестному живописцу из Урбино Рафаэлю Санти. В каждой станце имеются четыре композиции, занимающие каждая одну стену (две больших и две малых), не считая композиций на сводах и декоративных обрамлений. Начало работы связано с идеологией «просвещённого гуманизма» понтификата папы Юлия II, а завершение пришлось на правление папы Льва Х (1513—1521). Во время французской революции возникла идея убрать фрески Рафаэля со стен Ватикана, а при Наполеоне Бонапарте был разработан план отделить фрески от стен и отправить их во Францию в Музей Наполеона в Лувре. К счастью, технические трудности остановили этот проект[1].