Старообрядческая община Екабпилса


Старообрядческая община Екабпилса (Якобштадта) — одна из старейших старообрядческих общин на территории Латвии, созданная на базе коренного русского населения в XVII веке, единственная градообразующая старообрядческая община Курляндского герцогства и самая крупная в Курляндской губернии.

Русское поселение вокруг Салаской корчмы на левом берегу Двины выше бывшего православного Кукенойсского княжества было известно уже в середине XVI века[1]. Оно находилось напротив Кройцбурга и было известно как Гельмгольфская слобода. Её населяли торговцы и корабельщики, обслуживавшие ответвление водного пути «из варяг в греки» — из России в Европу через Ригу. В этом месте на реке начинался 50-километровый участок с порогами, через который невозможно было провести суда даже по большой воде, поэтому у пристани в слободе товары выгружались на подводы и отправлялись до Фридрихштадта, где снова размещались на суда и сплавлялись вниз по течению.

В начале церковного Раскола после реформы патриарха Никона в Слободу хлынули люди, не принявшие её. Приём старообрядцев их единокровниками не противоречил законам Польши, вассалом которой была Курляндия. Тем более, что в середине XVII века нынешние восточные территории Латвии (Латгалия, входившая с 1581 г. в состав Речи Посполитой, и вассальное ей же Курляндское герцогство), обезлюдели в результате польско-шведских войн и эпидемии чумы, с 1657 по 1661 гг. свирепствовавшей в Курляндии. Это побудило польского короля Яна Собеского в интересах землевладельцев, заинтересованных в притоке работников, издать указ «О свободном жительстве раскольников в польских пределах…»[2].

В феврале 1670 года русские жители Слободы при посещении этого порта Курляндского герцогства его владетелем Якобом фон Кетлером били ему челом о даровании населённому пункту статуса города[3]. В изданной Фундушной грамоте герцога указывалось, что полноправными жителями нового города, названного Якобштадтом в честь давшего ему городские права герцога, могут быть только русские: «…so geben und gönnen Wir der guten gemeine die von Reussischen Nation eincig und alleine». Из их среды должны были избираться должностные лица, горожанам разрешалось исповедовать свою религию, строить храмы и школы («daher sie auch ihre Priester und Schuhldiener mit Auferbunning einer Kirche un Schulen ihrer Religion auf ihre Unkosten zu bestellen…»)

Якобштадту было дано самоуправление на основе Магдебургского права и приписаны большие земельные угодья: вдоль Двины шириной около 3 км, а длиной к югу от реки — около 10 км. Эти границы города сохранялись до конца 1940-х годов[3].